Что такое гуманистический подход — и почему он так важен в воспитании и психологии?
Автор
Мы живём в эпоху перемен. Всё больше взрослых начинают осознавать: воспитание — это не просто управление поведением ребенка. Это глубокий эмоциональный процесс, в котором взрослеют оба — и ребёнок, и взрослый.
Именно поэтому сегодня на первый план выходит гуманистический подход к детям, воспитанию и психологии.
Что такое гуманизм?

Один человек спросил у мудреца:
— Что такое гуманизм?
Мудрец подумал и ответил:
— Представь, что ты стоишь перед ребёнком, который только что разбил твою любимую кружку. Он смотрит на тебя с тревогой и ожиданием.
Он растерян. Возможно, плачет.
И у тебя есть два пути.
Один — сказать: «Ты сам виноват. Сколько раз я говорил тебе — будь аккуратнее!»
Второй — присесть рядом, обнять и сказать: «Испугался? Расскажи мне…»

Гуманизм — это второй путь.

Гуманистический подход в психологии: суть и ценности

Гуманистическая психология рассматривает человека как уникальную, безусловно ценную личность. Не как объект, который нужно «сделать таким, как хочется» или «воспитать», а как субъекта с правом на чувства, выбор и волю.

Гуманистический подход:

  • основывается на доверии и уважении
  • отказывается от наказаний и манипуляцией страхом
  • поддерживает развитие через поддержание отношений, диалог и безоценочность

Почему это важно сегодня?
Современное общество всё чаще отказывается от жестокости и подавления. Люди начинают задаваться вопросами:
  • Почему в отношениях взрослых так много агрессии?
  • Почему во взрослом возрасте сложно с доверием и близостью?
  • Откуда берутся тревога, прокрастинация, перфекционизм, хроническая усталость?
Ответы часто ведут в личную историю человека.
Психологи отмечают, что опыт небезопасных, унизительных, авторитарных отношений в детстве — одна из главных причин психологических травм и повторяющихся деструктивных сценариев.

Подробнее об этом вы можете узнать в исследованиях:


Что такое гуманистический подход — и почему о нём сегодня так много говорят?

Это не мода и не новая методика.
Это способ уважать человека — в ребёнке, в взрослом, в себе.

Гуманистический  подход в психологии  не воспринимает людей  как объекты для манипуляции с целью изменить и добиться нужного результата. Он создает условия, при котором человек сможет соприкоснуться со своим внутренним миром, чувствами, ценностью,  уникальной природой. Условиями для этого являются доверительные отношения, в которых основой контакта является создание и  поддержание базовых прав друг друга. 

Сегодня, когда всё больше взрослых осознают неприемлемость физического и эмоционального насилия в отношениях, многие люди задумываются о причинах абьюза. Психологи, работающие с подобной темой замечают, что авторами и жертвами насилия становятся люди, в чьей жизни уже присутствовал опыт небезопасности, пренебрежения и унижения достоинства. 
Насилие порождает насилие, буквальное или символическое. Пережившие в детстве жестокое обращение взрослые могут страдать от различных симптомов.
Опыт ранних отношений в детстве и так называемых «первичных условий» не просто влияет жизнь, он влияет на формирование психики и личности.
Именно поэтому гуманистический подход становится не просто актуальным, «модным» взглядом на воспитание детей. Он становится научно обоснованным взглядом на причины психических расстройств, социальных и культурных проблем общества.

Новая чувствительность общества

Всё больше взрослых замечают: жестокость — не норма!

Раньше насилие в отношении детей называли «наказанием», игнорирование потребности в близости — «обучению самостоятельности»,
внушение стыда и вины — «формированием мотивации», лишения ребёнка значимых интересов- «необходимыми воспитательными мерами».

Сегодня мы начинаем лучше различать разницу этих вещей.
Залаемся вопросами : есть ли альтернатива? Начинаем пересматривать и менять сценарии собственного поведения в отношениях с детьми.

Это и есть взросление — личное и общественное.

Мы всё чаще слышим:

«Меня так воспитывали, но я хочу иначе для своих детей»
«Я не знал, что то, что со мной происходило — это насилие»
«Теперь я вижу, откуда моя тревога. И я хочу разорвать этот круг»

Гуманистический подход - системная концепция выхода из подобных сценариев

Гуманистический подход помогает пересмотреть привычные модели воспитания, отказаться от насилия и манипуляций страхом,
и выбрать вместо этого — уважение, диалог, обучение новым стратегиям поведения в родительстве.

Важно отметить! Гуманизм в психологии — это не о вседозволенности и отсутствию правил и обязательств друг перед другом.
Это о ненасильственных способах поддержания здоровых границ в отношениях, понимания того из чего рождается готовность и желание ребёнка поддерживать дисциплину, следовать за взрослым, доверяя его авторитету. Мы можем быть рядом не как карающие эмоционально неустойчивые надзиратели, а как эмоционально поддерживающие лидеры отношений.

И чем больше родителей, педагогов и специалистов идут этим путём,
тем больше детей растут в среде, способствующие их психическому здоровью.

Почему мы выбрали этот путь?

Потому что мы верим:

  • человек любого возраста достоин уважения и соблюдения базовых прав
  • безопасность - основа формирование здоровой психики и личности
  • система наказаний и манипуляций, основанных на унижении личности формирует людей, обученных с детства лгать и бояться признавать и исправлять свои ошибки

Мы — Ассоциация Гуманистически Ориентированных Психологов и Психотерапевтов (АГОПП).
Мы объединяем специалистов, которые хотят создавать среду, в которой будет возможна передача всех необходимых знаний , умений и навыков ненасильственного взаимодействия с детьми и подростками.
Мы обучаем психологов, педагогов, родителей и специалистов помогающих профессий.
Создаём курсы, конференции, поддерживающее сообщество.
Продвигаем идеи осознанного родительства, ненасильственного взаимодейсвия и профилактики психологического травматизма.

Гуманизм — это не просто «добрая теория». Это навыки, которым необходимо учиться.

Гуманистическому подходу нужно учиться.
Не в смысле "прочитать одну книгу и всё понять",
а в смысле — постепенно, осмысленно осмыслять идеи видения нового способа построения отношений. Как с другими, так и с собой.

Гуманизм — это не просто «добрая теория».
Это путь.
Долгий. Очень часто болезненный.
Иногда полный откатов, сомнений и фрустрации.
Путь от автоматических реакций к осознанному выбору.

Человек, начинающий идти этим путём, почти всегда сталкивается с внутренними преградами:

С чувством вины и стыда за уже сказанного, сделанного

С болью от осознания, как много в его детстве было насилия, разделения, манипуляций и желания начать оправдывать стандартными идеями «это все было из любви, ради моего же блага».

С разочарованием, что теория может вдохновить, но не превращается в новое поведение сама по себе. Иногда даже у слушателей возникает вопрос: «И что с этим делать?!» — читать книги, слушать лекции, проходить личную терапию, повышать навыки ненасильственных методов. Работы много — нужно закатать рукава.

С фрустрацией, что даже с намерением быть «иначе» — привычные паттерны включаются автоматически. Автоматизмы и друг и враг нашей психики. Мы многое делаем «на автопилоте». Для внедрения в свою жизнь новых навыков необходимо развивать осознанность и тренировать качество своего внимания и уметь стабилизировать свое эмоциональное состояние.

С ощущением, "я стараюсь, но не получается", и «может, это не для меня». Возможно, кого-то поддержит эта мысль: мы все так или иначе погружены в эту проблему. Довольно мало людей может рассказать о детстве, в котором к их личности относились с уважением и соблюдением базовых прав. Поэтому эта дорога — по исцелению от следов насилия и остановке его передачи детям — не может быть «не моя». Она наша, одна на всех. И у всех «не получается» — это нормально. Но после большого количества попыток «не получаться» начинает чуть меньше, потом ещё меньше, потом начинает получаться, а потом в один день этот новый способ гуманного контакта становится естественным и доступным.

Гуманистический путь — это путь трансформации. Это процесс перестройки.
Это про необходимый объем теоретических знаний и навыков.
Про постепенное появление и закрепление новых «нейронных связей».
И если вы только начинаете — дайте себе разрешение не знать, не уметь, ошибаться и учиться.

Гуманистический подход— это взрослый навык.
И как любой важный навык — он требует времени, поддержки и уважения к себе.



Присоединяйтесь.
agopp.ru — пространство, где дети растут в уважении, а взрослые — рядом, не сверху.