Что такое травмы развития?
И почему о них важно знать каждому?
Автор: Анастасия Дивеева
Что, если причина большинства наших личных и социальных проблем — одна?

Несмотря на стремительный технический прогресс, выход в космос, создание искусственного интеллекта, возможности оперировать на уровне клеток и передавать информацию со скоростью света — многим из нас еще предстоит научиться главному - ценить и поддерживать психологическое качество жизни.

СТАТИСТИКА

Проблема разобщенности
Пародоксально, но опросы Росстата показывают, что около 25% жителей современных крупных городов чувствуют себя одинокими.
Такие факторы как избыточный индивидуализм, поглощенность ценностями общества потребления, проблемы агрессии, неумение строить здоровые отношения - оказывают негативное влияние не только на благополучие, но и на психическое здоровье населения.
Ощущение тревоги, разобщенности, конкуренции, экзистенциального вакуума и связанного с этим хронического стресса повышает риск тревожных, депрессивных расстройств, делает психику уязвимой к влиянию кризисов. Это в свою очередь сказывается и на физическом здоровье : снижается иммунитет, повышается риск психосоматических заболеваний и тд.

Проблема агрессии
Уровень враждебности, конфликтов и отчуждения тоже не низкий.
Статистика "токсичного общения" в России:
70% россиян заявили, что сталкиваются с токсичным общением в повседневной жизни.
Среди них:
21% — на работе
13% — в семье со стороны супруга или супруги
11% — со стороны родителей
14% опрошенных признались, что сами проявляют токсичное поведение
25% россиян огорчает токсичное взаимодействие, но они его терпят, а 18% считают его нормой
Только 5% обращаются за помощью к специалистам при столкновении с подобным поведением.
Источник : m24.ru

Домашнее насилие
В 2022 и 2023 годах в России от домашнего насилия погибли как минимум 2 284 женщины, из которых 93% были убиты своими партнёрами.
Это означает, что в среднем каждые 7 часов в стране погибает одна женщина от рук близкого человека.
Около 40% всех тяжких насильственных преступлений в России совершаются в семьях.
В 75% случаев от домашнего насилия страдают женщины, а в браке этот показатель возрастает до 91%.
Более 50% опрошенных женщин подтвердили, что сталкивались как минимум с одной формой экономического насилия в семье, включая контроль расходов и угрозы лишения финансовых средств.
Источник : Насилию.нет

На настоящий момент в России отсутствует отдельный закон о профилактике домашнего насилия.
В 2017 году был принят закон, частично декриминализирующий побои в семье, что вызвало критику со стороны правозащитных организаций и международного сообщества .
Согласно опросу, проведённому исследовательской компанией Russian Field, 89% россиян поддерживают принятие закона о домашнем насилии, включая 95% женщин и 83% мужчин.

Домашнее насилие в отношении детей, включая физическое насилие (наказания), остаётся серьёзной проблемой.
Ниже представлены актуальные статистические данные, отражающие масштабы проблемы в России:
2,5 миллиона детей ежегодно страдают от систематических побоев и агрессии со стороны родителей. Из них около 50 тысяч убегают из дома по этой причине.
61% россиян заявили, что в детстве подвергались физическим наказаниям в семье, а у 22% это происходило регулярно.
20% родителей в России применяют телесные наказания — шлепки, щелчки, подзатыльники — для "воспитания" детей. Ещё 21% систематически избивают своих детей иными способами (ремень, шнур, провод и тд).

Исследования показывают, что хронический и экстремальный стресс, который испытывает ребенок, переживший подобный опыт:
  • повышенной тревоги и агрессии
  • проблемам с психическим здоровьем в детском и подростковом возрасте
  • потери доверия между детьми и родителями и нарушения привязанности
  • 60–70% детей, подвергавшихся жестокому обращению, страдают от различных задержек в развитии и психоэмоциональных расстройств Источник: N+1

Важно понимать, что домашнее насилие не возникает "на пустом месте", из за "неподходящего партнера" или «проблемного ребенка». Глубинные причины агрессивного поведения часто находятся в особенностях функционирования психики автора насилия (неспособности справляться с фрустрацией и аффектами), незрелости личности и усвоенных ранее моделях поведения в семье и социуме.
Насилие — это не проявление силы. Это — симптом бессилия и коммуникативной безграмотности. Обычно за причиной стратегий агрессии стоит опыт человека, не пережившего опыта безопасных отношений и примера конструктивного общения. Авторы насилия воспроизводят знакомый им самим сценарий страха и боли.
Остановка и коррекция подобных сценариев требует больших ресурсов: изучения и понимания причин в каждом конкретном случае, а так же системной реабилитации жертв и авторов насилия.

Проблема отношений
В 2024 году Россия столкнулась с рекордным уровнем разводов: на каждые 10 зарегистрированных браков приходилось 8 расторжений.
Это вывело страну на третье место в мире по числу разводов, уступая лишь Португалии (94%) и Испании (85%) (BURO, РБК, Тренды)
880 тыс. браков и 644,5 тыс. разводов было зарегистрировано в России в 2024 году .
73% браков завершались разводом, что является одним из самых высоких показателей за последние десятилетия .
Чукотский автономный округ показал наибольший рост числа разводов — на 92,9% по сравнению с предыдущим годом.
Ненецкий автономный округ и Кабардино-Балкарская Республика также продемонстрировали значительное увеличение числа разводов — на 56,5% и 36,9% соответственно.

Среди основных причин расторжения браков в России в 2024 году выделяются:
  • несовместимость характеров
  • неудовлетворенность отношениями
  • измены и отсутствие эмоциональной близости
  • невозможность установить гармоничные ролевые отношения в семье

Не все из нас имеют модели и стратегии построения устойчивых, психологически здоровых отношений.
Для многих людей не ясна тема физических и психологических границ, навыков ненасильственно взаимодействия. Не понятен баланс "брать - давать", актуальна тема зависимости и созависимости, не развит эмоциональный и социальный интеллект, происходит путаница ролей в парах, семьях, группах.


Проблема идентичности
Около 30% молодых людей испытывают фрустрацию, тревожность и потерю интереса к самореализации. Социальные исследования показывают, что проблемы с поиском работы и своего места в жизни у молодых людей часто связаны с проблемой идентичности, выражающейся в в негативном представлении о себе и низком самопринятии.

Согласно исследованиям, с кризисом среднего возраста, который чаще всего приходится на 35 лет, сталкиваются 10–20% людей.
45% россиян сталкивались с профессиональным выгоранием, что может быть связано с кризисом идентичности и самоопределения.
Источник : Setters Media

Так же в России проживает более 7 миллионов одиноких пожилых людей, что составляет значительную часть пожилого населения.
Пожилые люди часто сталкиваются с проблемами жизненного самоопределения, внутренних опор, особенно в условиях социальной изоляции и отсутствия поддержки.
Источник : nafi.ru

Все это может говорить о том, что независимо от возраста у многих людей людей довольно остро стоит проблема самоопределения и связанного с ней поиска места в жизни. Часто в кабинете психолога такие клиенты жалуются на отсутствие понимания себя, нарушение связи со своими истинными потребностями, ценностями и смыслами.

Проблема зависимостей
Зависимости остаются одной из самых острых социальных и медицинских проблем в России. Статистика последних лет отражает тревожные тенденции:
По данным на 2023 год, около 28 миллионов россиян испытывают проблемы, связанные с алкоголизмом и алкогольной зависимостью.
В 2022 году в России было зафиксировано более 54 тысяч новых случаев алкогольной зависимости, что стало первым ростом за последние 12 лет.
Ежегодно от причин, связанных с употреблением алкоголя, в стране умирают более 50 тысяч человек.
Источник : РБК

В России насчитывается около 6 миллионов наркозависимых, из которых 60% — молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет.
Ежегодно от наркотиков погибают 70 тысяч россиян, что эквивалентно примерно 80 смертям в день.

Зависимость может принимать любые формы: алкоголь, еда, работа, отношения, сериалы, гаджеты, покупки. Некоторые из них социально осуждаются, другие — даже поощряются. Но суть остаётся общей: человек ищет способ заглушить внутреннюю пустоту, снять напряжение, уйти от боли или тревоги, хотя бы на время вернуть себе ощущение контроля или удовольствия.
Психология смотрит на зависимое поведение не как на "просто тягу" к веществу или занятию, но как на симптом глубоких внутренних дефицитов, побуждающих человека использовать стратегии изменения химического состава крови или переключения внимания.
Эти стратегии часто берут начало в нарушениях становления психики и личности, особенно в первые годы жизни — когда закладываются базовые чувства безопасности, надежной привязанности и стратегии регуляции стресса.

Подведем промежуточный итог
Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня — тревожность, агрессия, зависимостей, трудности в отношениях — имеют общую природу.
Их корни лежат в стратегиях поведения, сформированных ранее.
С точки зрения психологии развития, поведение взрослых людей— отражение того, какие способы выживания, регулирования эмоций и взаимодействия с другими он усвоил.
Если в прошлом у человек жил в условиях угрозы, отвержения, унижения — его личность научилась жить с подобной картиной мира, прогнозируя повтор и перенося этот опыт в любые новые отношения.
Детство формирует устойчивые паттерны поведения. Неблагоприятный детский опыт может превратиться в "синдром навязчивого повторения" - специфические жизненные сценарии, которые во взрослой жизни становятся источником малоэффективных стратегий и боли.

Все больше исследований подтверждают: неблагоприятный детский опыт (НДО) влияет на психическое, эмоциональное и физическое здоровье. Понимание этих причинно - следственных связей важно не только для индивидуального исцеления, но и для поддержки зрелого общества.
Пока мы не осознаём, откуда берётся боль, мы продолжаем бороться с последствиями — вместо того чтобы наконец начать влиять на их источник.

Многие социальные проблемы - лишь верхушка айсберга. В их основе могут лежать стратегии малоэффективного поведения, усвоенные с детства.
Как мы уже видим с вами, многие другие проблемы имеют причинно - следственную связь.
Важно, но малоэффективно решать вопрос последствий, в то время как все еще нет информированности об их причинах и навыках альтернативы у большинства взрослого населения.

Анализируя проблемы "большой системы" мы можем обнаружить, что мы имеем дело с коллективным проявлением травм развития — глубоким и массовым.
И эти проявление настолько часто встречаются, что скорее стали печальной "нормой". Для того, чтобы выйти из цикла повторяющихся сценариев дифицита, отыгрываний и боли необходимо знание об альтернативе. Но у многих людей этого образа может просто не быть.
В этом случае хотя бы чтение подобных теоретических статей может побудить задуматься : что из того, что я переживаю и выбираю делать сегодня является моим сознательным выбором? Есть ли что то в том, какие стратегии я выбираю сегодня то, что мне когда то ,возможно, помогло ранее? Помогает ли мне это так же сегодня?

Я убеждена, что отсутствие знаний и навыков поддержки здоровой психики ребенка и гармонично развитой личности - одна из самых недооценённых проблем. С развитием психологии и современной нейронауки мы можем не только более точно описать влияние последствий травм развития на психику, но и сделать большой шаг вперед для создания благоприятных условий для развития будущего поколения.
ТРАВМЫ РАЗВИТИЯ

Травма развития — это не официальный диагноз, закреплённый в международных классификациях психических расстройств (DSM-5, МКБ-11), а концептуальная модель, применяемая в психотерапии и исследованиях. Она описывает длительное, повторяющееся воздействие неблагоприятных и травматических событий на психику ребёнка в критически значимые периоды его развития — от младенчества до подросткового возраста.

Идея о том, что неблагоприятный детский опыт может оказывать серьёзное влияние на психику ребёнка, его поведение в подростковом возрасте и даже на всю взрослую жизнь, — давно известна в психологии.
Об этом говорили классики: Фрейд, Боулби, Эриксон, Миллер.
Но если раньше это оставалось в поле теоретических концепций, клинических наблюдений и субъективного опыта, то сегодня эта связь подтверждена большим массивом научных исследований.
Современная нейронаука, эпигенетика, теория привязанности, лонгитюдные и популяционные исследования (например, проект ACEs) ясно показывают: то, что происходит с ребёнком в первые годы жизни, буквально «впечатывается» в архитектуру его мозга, тела и будущей личности. Это знание больше не вопрос веры — это вопрос доказательной реальности.
Сегодня всё больше исследований подтверждают: детский опыт оказывает глубокое влияние на формирование психики, личности и последующей жизни взрослого человека.

Центр развития ребёнка при Гарвардском университете: "Токсический стресс"
Исследования центра показывают, что хронический стресс в детстве без поддержки взрослого может нарушить развитие мозга и увеличить риск проблем со здоровьем.
🔗 Статья о токсическом стрессе на сайте Гарвардского центра

Исследование ACEs (Adverse Childhood Experiences Study)
Проведено CDC и Kaiser Permanente, это одно из крупнейших исследований, выявивших связь между неблагоприятными детскими событиями (насилие, пренебрежение, дисфункциональная семейная среда) и риском развития психических и физических заболеваний во взрослом возрасте.
🔗 Официальная страница исследования ACEs на сайте CDC
🔗 Оригинальная публикация исследования в American Journal of Preventive Medicine (PDF)

Однако не всякий негативный опыт оставляет одинаковый след.
В психологии существует особый термин — травма развития.
Травма развития - это последствия событий или ряд событий в жизни человека, связанное с неблагоприятным детским опытом , воздействием экстремальных ситуаций или хроническим стрессом, повлиявшим на становление его психики и личности.

Часто травмы развития возникают из за :
  • отсутствия физической и психологической безопасности
  • нарушения привязанности, разделение ребенка с значимыми взрослыми
  • отсутствия удовлетворения важных психологических потребностей личности (уважения индивидуальности, ценности, права отношения и выбора)
  • особенностей жизни в дисфункциональной семейной системе (семьи с алко, нарко зависимыми родителями, страдающими от психических расстройств, девиантного поведения и тд.)
  • методов воспитания, использующих физическое или эмоциональное насилие, манипуляции потребностями (наказания, игнорирование, отвержение)
  • сексуальное использования ребёнка
  • и тд

Подобные события влияние на психику ребенка посредством экстремального или хронического стресса. Развитие тревожности, нервных тиков, психосоматических нарушений, сверхвозбудимости, агрессивности, проблемы с концентрацией и успеваемостью, склонность к самоповреждению или девиантному поведению - это лишь небольшая часть тех последствий, которые бывают следствием отсутствия безопасности у ребенка.
Помимо этого личность ребенка, которая еще только формируется в этом возрасте, так же переживает определенную "настройку." Неблагоприятный опыт влияет на идентичность, самооценку, сценарий отношений с собой и другими, потребности и ценности определяющие выбор, выбор профессии, на отношения с детьми, на восприятие мира и себя.
Воздействие происходит, когда мозг, нервная система, личность, система привязанности, представления о себе и мире находятся в критической фазе формирования. Травма буквально "встраивается" в развивающиеся структуры личности.

Неблагоприятный опыт — это так же :
  • отсутствие утешения, чуткости со стороны окружения
  • пренебрежение индивидуальной природой ребенка
  • авторитарное навязывание своей картины мира
  • попустительское отношение родителей к своим обязанностям
  • гиперопека и попытка оставить ребенка в "детской позиции"
  • инфантильность и использование ребенка в качестве "эмоциональной поддержки"
  • манипулирование ребенком для реализации иных сознательных или бессознательных потребностей

Понятие травматического опыта и его последствий весьма обширно и влияет на различные аспекты развития психики и личности ребёнка:
  • телесный
  • эмоциональный
  • когнитивный
  • поведенческий
  • духовный

Неблагоприятный детский опыт имеет массу мешающих жить полноценно последствий. Но если говорить о сути - отсутствие оптимально работающей ЦНС и гармонично развитой личности приводит привести к тому, что человек, став взрослым, будет жить не из своей сути, а из защиты, из выученного страха, стыда.
Сегодня мы уже не можем игнорировать факты: качество жизни на уровне целых обществ напрямую зависят от того, что люди не достигают определенного уровня психической и психологической зрелости.
Это приводит к символическому "застреванию" на неполноценно развитых способах восприятия, мышления, реагирования и стратегиях поведения. Физически тело человека растет, а вот психика и личность - относительно.
Плоды недостаточной зрелости мы можем наблюдать в различной индивидуальной, групповой и коллективной проблематике, которая отражена в статистике начала статьи.
Мы можем осуждать кого-то за незрелое поведение, сетовать на кризис культуры — но всё это симптомы. Для продуктивного, созидательного поведения необходимо дозреть. А для дозревания необходимы условия.
Как экстремальный и хронический стресс влияет на психику и развитие ребёнка?

Детство — не только этап физического развития, но и период стремительного развития мозга, нервной системы, эмоциональной регуляции и выбора определенных моделей поведения.
Всё, что происходит с ребёнком в первые годы жизни, влияет на то, каким образом будет сформирован его характер и личность.
В первые годы жизни в мозгу формируются миллиарды нейронных связей. Мозг ребёнка особенно чувствителен к внешней среде — к тому, как с ним обращаются, какие эмоции он испытывает, какую поддержку (или её отсутствие) получает от значимых взрослых.



Если ребёнок растёт в атмосфере безопасности, уважения и заботы , это способствует развитию:

  • коры головного мозга (мышление, контроль импульсов)
  • префронтальной области (планирование, принятие решений)
  • лимбической системы (эмпатия, чувство безопасности, память)
Если психика ребёнка регулярно испытывает дистресс — из-за угрозы, депривации, пренебрежения, непоследовательности, — его мозг реагирует иначе.


Токсический стресс: когда адаптация становится угрозой
Стресс сам по себе — нормален. Стрессовые ситуации являются неизбежными составляющими жизни любого живого существа. Адаптация к стрессовым факторам помогает нам тренироваться справляться с вызовами и трудностями жизни, адаптироваться и выживать.
Но хронический, "токсический" стресс — это длительное состояние тревоги и напряжения без возможности разрешить ситуацию.
Такой "плохой стресс" запускает гиперактивацию системы "бей, беги, замри, притворяйся" (гипоталамус–гипофиз–надпочечники), увеличивая уровень кортизола и адреналина.
Эти гормоны влияют на мозг ребенка, таким образом что:
  • подавляется развитие префронтальной коры (возникают трудности с перевозбуждением и самоконтролем)
  • усиливают активность миндалины (тревожность, гипербдительность, мнительность, избегающее поведение)
  • нарушают развитие связей в мозге, влияя на память, внимание, обучение и поведение
В результате ребёнок становится либо гиперактивным и раздражительным, либо заторможенным и апатичным.


Дети, пережившие хронический стресс:
  • не умеют адекватно справляться с собственными эмоциями и потребностями
  • быстро перевозбуждаются и медленно успокаиваются
  • либо проявляют избыточно агрессию, либо не имеют к ней доступа
  • могут страдать от дефицита и рассеянности внимания
  • часто недоверчивы, скрытны и склонны к обману, скрытности, лицемерию
  • не могут признавать и анализировать свои ошибки и трудности из за страха ошибки и наказания
  • страдают от различных форм психосоматики
Взрослые люди часто расценивают подобное поведение детей как «капризы» , плохой «характер» и недостаток жестких воспитательных мер.
С точки зрения травмы развития эти симптомы - верхушка айсберга глубинных внутренних дефицитов, c последствиями которых необходимо разбираться индивидуально без применения любых насильственных действий в отношении ребенка!
"Ленивый", "агрессивный" или "жестокий" — что может быть за этим поведением?
Знание о травмах развития предлагает посмотреть на проблемное поведение ребёнка или взрослого человека как на симптом.
"Язык" поведения можно научиться распознавать и переводить.
Как минимум, если кто то не понимает поведение ребенка можно просто загрузить в поисковую систему интернета запрос: "психологические причины : агрессии ребенка, тревоги, не желания убираться и тд.
Прочитав 3-4 психологические статьи, просмотрев доступные вебинары детских психологов (которых сейчас много в бесплатном доступе) - ответ будет скорее всего найден!
В том числе на сайте нашей ассоциации АГОПП можно найти записи выступления конференции "Поведение ребенка - симптом".

Поведение ребенка, которое нам "не нравится" может быть :
  • апатичным — не потому, ребенок ленится, а потому что у него нет мотивации, ресурса, от навязанных ему занятий, глубоких переживаний, даже страдать от депрессии или тяжело переживать утрату
  • агрессивным — не из-за "плохого характера", а потому что он живёт в режиме постоянной физической или психологической угрозы, страдает из за непоследовательной заботы и разделения с значимыми людьми и вещами
  • непослушным — не потому, что хочет манипулировать, а потому что он пока еще не может выполнить ожидаемые от него требования в силу разных причин или его система саморегуляции перегружена, возможно он потерял доверие и возможность следовать за своим значимым взрослым или не хочет что - либо делать по другим причинам
  • жестоким — не потому, что "плохой", а потому что он был систематически фрустрирован и не умеет использовать модели эмпатии и заботы



Так же за «плохим» поведением могут стоять:
  • нейропсихологические особенности: перегрузка сенсорной системы, незрелость лобных долей мозга, трудности с торможением импульсов
  • физиологические причины: недосып, плохое питание, высокая утомляемость
Это не означает, что поведение не нуждается в корректировке.
Но прежде чем "исправлять ребёнка", важно понять, откуда берутся истинные причины такого поведения.
Влиять важно в первую очередь на причину, а потом на следствия.

Долгосрочные последствия
Если токсический стресс продолжается без коррекции, это может привести во взрослой жизни к:
  • эмоциональным расстройствам : хронической тревожности или депрессии
  • нарушению
  • привязанности
  • зависимостям
  • трудностям в обучении новому, раскрытию потенциала
  • снижению способности к эмпатии
  • склонности к самоповреждению или насилию

Взрослые люди, пережившие неблагоприятный детский опыт так же часто страдают от симптомов КПТСР (комплексного пост травматического стрессового расстройства).

Симптомы КПТСР у взрослых могут включать:
  • хроническую тревожность и напряжение
  • чувство пустоты, отрешённости, "заморозки"
  • трудности с саморегуляцией эмоций
  • нестабильные или деструктивные отношения
  • сильное чувство вины, стыда или «дефектности»
  • вспышки ярости или аутоагрессию
  • повторяющиеся соматические симптомы без видимых причин

Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство (КПТСР)
КПТСР — официальный диагноз в МКБ-11 (в DSM-5 он не выделен как отдельная категория, хотя его концепция признаётся). Это расстройство возникает в результате длительного или повторяющегося воздействия травматических событий, от которых человек не мог уйти или защититься. Чаще всего такие события происходят в детстве, но могут случаться и во взрослом возрасте (например, плен, тюремное заключение, длительное домашнее насилие).

Суть расстройства:
КПТСР включает:
Все симптомы классического ПТСР по МКБ-11, такие как:
Навязчивые воспоминания (флэшбэки), ночные кошмары, Избегание напоминаний о всех ассоциациях связанных с травмой (организация жизни таким образом, чтобы не встречаться с тем, что напоминает о травме)
Повышенная физиологическая возбудимость и реактивность: гипербдительность, резкая реакция на неожиданные звуки и движения.
Нарушение регуляции аффекта: хронические трудности с управлением эмоциями — вспышки гнева, суицидальные импульсы, переживание внутренней пустоты, эмоциональная нестабильность.
Глубоко негативная самоопределение: ощущение собственной никчемности, стыда, вины, неполноценности. Внутренние убеждения вроде «Я плохой», «Я заслуживаю плохого отношения».
Трудности в межличностных отношениях: проблемы с установлением и поддержанием близких и доверительных связей, чувство изоляции и эмоциональной отчуждённости даже при наличии близкого окружения.

КПТСР и травма развития: связь и различие
КПТСР — это клинический диагноз, описывающий выраженный симптомокомплекс, возникающий чаще всего у взрослых и подростков.
Травма развития — более широкая концепция, объясняющая происхождение глубоких нарушений самоорганизации, которые и лежат в основе КПТСР.

Важно понимать:
Не у каждого человека с травмой развития разовьётся КПТСР.
И не каждое КПТСР вызвано исключительно детскими травмами — оно может быть следствием тяжёлого травматического опыта и во взрослом возрасте. Тем не менее, чаще всего КПТСР у взрослых коренится в хронической психологической травматизации, пережитой в детстве — то есть в травме развития.
Многие взрослые, страдающие от последствий травм развития и КПТСР не связывают актуальные трудности с прошлым.
Они считают себя "неудачниками", "ленивыми", "неспособными к отношениям", "неуверенными" и тд.
Но за всеми этими ярлыками часто стоит опыт фрустрации и разочарования.
Проявления симптомов запрашивают не осуждения себя, а системной помощи и поддержки.

КПТСР поддаётся работе — через интегративную психотерапию: классическую длительную психодинамическую психотерапию, телесные ресурсные практики, практики осознанности, формирование нового опыта доверительных отношений.


Реактивное расстройство привязанности

Реактивное расстройство привязанности (РРП) считается детским диагнозом (МКБ-11, DSM-5), однако его последствия могут продолжать проявляться и во взрослой жизни — особенно если травматический опыт детства не был осознан и переработан.

Хотя официально у взрослых этот диагноз не ставится, мы можем наблюдать долговременные паттерны, связанные с нарушением привязанности, которые формируются в результате:
  • эмоционального или физического пренебрежения в раннем возрасте
  • отсутствия стабильного и чувствительного взрослого рядом
  • хаотичной заботы
  • травматического разрыва с фигурами привязанности

У взрослого человека последствия расстройства привязанности могут проявляться как:
  • эмоциональная закрытости или избыточной откровенностью
  • избегания эмоциональной близости или тенденцией к слиянию
  • трудности обращения за поддержкой или стремлению найти "опекуна"
  • сложности с распознаванием и выражением своих чувств
  • трудностях в отношениях
  • недоверие к партнёру, подозрительности или наивной доверчивости
  • частых конфликтах, смене партнёров или избеганию любых выяснений отношений
  • глубокое чувство неполноценности
  • убеждение «меня нельзя любить» или «я не нужен»
  • стыд за собственные потребности

Люди с нераспознанным РРП часто не понимают, почему им так трудно быть в близких отношениях, почему они «отталкивают», «замерзают», или «сливаются» , почему они чувствуют себя одинокими даже в отношениях?

Без понимания корней этих реакций они могут:
  • блуждать от связи к связи, не находя удовлетворения
  • выбирать недоступных, холодных или жестоких партнёров (повторение травмы);
  • избегать помощи, даже когда она крайне нужна


Если же родитель эмоционально недоступен, непоследователен непредсказуем, жесток развиваются дезорганизованные или тревожные стратегии привязанности.

Такие дети часто:
  • либо подавляют свои чувства и потребности (чтобы не быть отвергнутыми)
  • становятся чрезмерно тревожными и зависимыми от значимых других
  • перестают доверять близости и спутывают проблемы с доверием

Мы часто воспринимаем поведение взрослого человека как результат его «характера», воли или сознательных решений.
Но современная психология, особенно теория привязанности, показывает:
многие наши автоматические реакции, модели в отношениях, стратегии выбора партнера часто не столько про сознательный выбор, сколько про ранее усвоенные сценарии поведения.

Адаптация к опыту ранних отношений, в котором не было достаточно безопасности, чуткости, стабильности и предсказуемости делает человека склонным к воспроизведению специфических паттернов поведения во взрослой жизни.


Патриция Криттенден, ученица Мэри Эйнсворт, разработала Динамическую модель привязанности (DMM), в которой описала, как нарушенные привязанности формируют не просто типы поведения, а стратегии выживания — бессознательные способы адаптации к среде, где безопасность была под вопросом.
Что происходит при нарушении привязанности?

Если ребёнок не может предсказать, как взрослый отреагирует на его чувства или поведения, если его потребности игнорируются, если он сталкивается с разделением, агрессией или отвержением — он учится приспосабливаться, чтобы сохранить контакт и свое психическое благополучие, хоть в какой-то форме.
Это приводит к формированию стратегий поведения в отношениях, которые в детстве помогают выжить, но во взрослом возрасте могут стать источником страданий и воспроизведений малоэффективного поведения.
Как травмы развития формируют дефицитарные потребности — и влияют на нашу взрослую жизнь

Травмы развития — это не только про нарушения привязанности и нарушение оптимальной работы центральной нервной системы. Это также про внутренние дефициты, которые могут оставаться внутри нас и руководить нашими действиями во взрослом возрасте.

Незакрытые потребности мы можем пытаться восполнить различными способами во взрослом возрасте.

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ

Идентичность — это целостное представление человека о самом себе: кто я, какой я, какие у меня ценности, в чём моя уникальность, на что я могу опираться внутри себя. Травма развития нарушает формирование целостной и устойчивой идентичности.
Ребёнок начинает воспринимать себя через призму беспомощности, стыда и потребности в адаптации, а не через свободу самовыражения. Он строит представление о себе не на основе истинных чувств и потребностей, а исходя из того, что «нужно», чтобы выжить. В результате формируется ложная, адаптивная идентичность, в которой искажены границы, самоценность и ощущение «я есть».

Что такое дефицитарные потребности?
Это неудовлетворенные запросы на глубинные внутренние переживания — ощущение значимости, ценности, уважения, нужности, любви, внимания, признания, контроля которые не были удовлетворены в детстве.
Они могут стать нашими бессознательными мотиваторами, двигателями поведения, которые управляют нашими взрослыми целями, отношениями, влияя на идентичность и картину мира.

Мы не осознаём этих дефицитов напрямую.
Но они проявляются в:
  • том к чему мы стремимся
  • какие стратегии применяем
  • как реагируем на фрустрацию
  • как оцениваем себя
  • каким образом реагируем на поступки и решения других людей
Травмы развития — нарушения условиях, которые необходимы для формирования устойчивого чувства самости, личной значимости и принадлежности. Именно в ранние годы человек закладывает основу того, как он воспринимает себя и других, чувствует себя ценным, нужным, уместным в этом мире.



Примеры "взрослых" дефицитов, выросших из детских дефицитарных потребностей:

Потребность в значимости → демонстративность и нарциссизм
Если в детстве ребёнок не получал полноценного внимания, подтверждения ценности своей жизни, он может вырасти с ощущением внутренней «ничтожности»
Во взрослом возрасте он начинает доказывать свою значимость, стараясь быть:
  • замеченным
  • признанным лучшим
  • идеальным
Это может приводить к нарциссическим стратегиям: жизнь "на показ", гиперфокус на социальный образ, болезненная зависимость от оценок и мнения окружающих.

Или наоборот :
  • незаметным
  • избегающим любого внимания
  • обесценивающим себя

Потребность в контроле → доминирование и подавление

Если детство было хаотичным, пугающим, непредсказуемым, человек мог выработать стратегию: «Я должен всё держать под контролем, иначе я снова буду зависимым и мне снова будет больно».

Во взрослом возрасте это проявляется как:
  • гиперконтроль над собой и другими
  • жесткость, невозможность доверять
  • эксплуатация себя и других ради результата
  • отказ от уязвимости

Потребность в принадлежности → зависимость от одобрения значимого другого

Если ребёнок не чувствовал, что его принимают просто за то, что он есть, безусловно он может вырасти с убеждением: «Чтобы быть с кем то — нужно быть полезным и это заслужить».

Отсюда — поведение:
  • стремление понравиться, угодить, подстроиться
  • страх конфликтов
  • отсутствие понимания своих границ
  • избыточная зависимость от мнения партнёра, начальства, общества

Когда ребёнок недополучает базового — эмоциональной безопасности, стабильного внимания, принятия чувств и потребностей, — его психика адаптируется. Но эта адаптация нередко происходит за счёт искажения идентичности.
Он начинает воспринимать себя не как "того, кто есть", а как "того, кем нужно быть, чтобы выжить".
Если принятие приходило только в моменты страдания — он может сформировать привязанность к боли, как к единственному каналу связи.
Если значимость появлялась только через достижения — он может начать строить "я" исключительно на успехе, контроле или одобрении.
Так, взрослея, человек не всегда осознаёт, что его внутренние опоры построены на компенсации дефицита, а не на подлинной связи с собой.

Человек может ощущать неуверенность, хроническую тревогу, повышенную чувствительность к отвержению, неясность в том, "кто я без функции", без роли, без внешней оценки. Подобная травма развития влияет на глубинную структуру самосознания.
На то, насколько человек чувствует себя целостным, устойчивым, правомочным жить и быть собой.
Путь восстановления требует возвращения к этому изначальному нарушению — с вниманием, бережностью и пониманием.
С возможностью переосмыслить свои ранние убеждения о себе и мире. И постепенно вернуть себе ощущение подлинной идентичности — не как роли или маски, а как внутреннего, устойчивого "я".




ДВА ПУТИ РАЗВИТИЯ

Подводя итог, можно сказать: травмы развития — это не отдельное событие, а целая система неблагоприятных факторов, которые влияют не только на качество нашего детства, но и на то, как формируется наша психика, личность, тело и поведение.

Развитие психики и личности может пойти по двум направлениям.


Первый — оптимальный путь развития: он формируется в условиях безопасности, заботы, стабильности привязанности, поддержки автономии и уважения к границам. Такой путь ведёт к психологическому благополучию, устойчивой самооценке, здоровым отношениям и способности реализовывать свой потенциал.

Второй — травматический путь: он возникает там, где условия жизни и отношения  были небезопасны, где не было возможности свободно выражать эмоции и потребности, где личность ребёнка игнорировались или подавлялись. Этот травматичный путь может выглядеть по-разному — в зависимости от индивидуальной истории человека, его особенностей, среды, культуры, в которой он рос.

Травмы развития могут затронуть практически все сферы жизни.

  • Идентичность — чувство «кто я», смыслы, ценности, границы «я» , право быть собой 
  • Отношение к себе и другим — доверие, эмпатия, уровень близости и качество отношений 
  • Глубинная мотивация — действия из страха и дефицита, невротической потребности или из истинной мотивации
  • Стратегии поведения — избегание, контроль, зависимость, самопожертвование или оптимальный выбор исходящий из запроса ситуации 
  • Физическое и психическое здоровье — внимание к себе и своему телу или различные симптомы
  • Реализация потенциала — способность мечтать, действовать, быть собой, раскрывать творческую и личностную энергию или жизнь, обусловленная «ложным я»?
Знание о травмах развития — это не приговор, а путь к осознанности и переменам. Оно приглашает к внутреннему диалогу, пересмотру привычных реакций и поиску новых способов взаимодействия с собой и окружающими. Мы не в силах изменить своё детство, но в наших силах выбрать своё будущее. Каждый осознанный шаг на этом пути ведёт не к продолжению травмы, а к началу исцеления.

Понимание природы травм развития важно не только для психологов, но и для родителей, педагогов и всех, кто работает с людьми. Это знание помогает не только заботиться о детях, но и — возможно, впервые — по-настоящему позаботиться о себе.
Вот почему говорить о травмах развития — важно и о них должен каждый.
Это не только вопрос психологии. Это вопрос качества жизни нашего настоящего и будущего общества.
И если мы хотим перемен — настоящих, устойчивых, глубоких — начинать нужно с информирования родителей о важности заботы не только о телесных потребностей и успехах в обучении, а качестве нервной системы ребенка, заботе о его внутренних опорах : чувстве безопасности, развитии эмоционального интеллекта, поддержке достоинства и суверенности границ личности.
Именно в такой среде психика и личность ребенка не будут вынуждены адаптироваться к условиям угрозы и дефицита и смогут "дозреть" до здорового и адекватного взрослого поведения.

@Анастасия Дивеева I использование без согласия или ссылки на автора запрещено
Ассоциация АГОПП

Мы обучаем взрослых понимать детей.
Мы учим создавать пространство, где детство может быть защищённым.
Мы продвигаем гуманистический подход, основанный на современных знаниях и уважении к личности.

Чтобы детство было защищённым, а взрослая жизнь — психологически здоровой!