Что такое травмы развития?
И почему о них важно знать каждому взрослому?
Автор
Сегодня всё больше исследований подтверждают: детский опыт оказывает глубокое влияние на формирование психики, личности и последующей жизни взрослого человека.

Центр развития ребёнка при Гарвардском университете: "Токсический стресс"
Исследования центра показывают, что хронический стресс в детстве без поддержки взрослого может нарушить развитие мозга и увеличить риск проблем со здоровьем.
🔗 Статья о токсическом стрессе на сайте Гарвардского центра

Исследование ACEs (Adverse Childhood Experiences Study)
Проведено CDC и Kaiser Permanente, это одно из крупнейших исследований, выявивших связь между неблагоприятными детскими событиями (насилие, пренебрежение, дисфункциональная семейная среда) и риском развития психических и физических заболеваний во взрослом возрасте.
🔗 Официальная страница исследования ACEs на сайте CDC
🔗 Оригинальная публикация исследования в American Journal of Preventive Medicine (PDF)

Однако не всякий негативный опыт оставляет одинаковый след. В психологии существует особый термин — травма развития.

Травма развития - это последствия событий или ряд событий в жизни человека, связанное с неблагоприятным детским опытом , воздействием  экстремальных ситуаций или хроническим стрессом, повлиявшим на становление его психики и личности.

Часто травмы развития возникают из за :
  • отсутствием физической и психологической  безопасности
  • нарушения привязанности в следствие разделения с значимыми взрослыми
  • отсутвия важных психологических потребностей личности (принятия, уважения, ценности) 
  • особенности жизни в дисфункциональной семейной системе (семьи с алко, нарко зависимыми, страдающими от психических расстройств и тд)
  • методов воспитания, использующих физическое или эмоциональное насилие и манипуляции потребностями (наказания, игнорирование, отвержение)
  • сексуального использования ребёнка 

Понятие травматического опыта и его последствий весьма обширно и затрагивает различные аспекты развития ребёнка  - телесный, эмоциальный, когнитивно - поведенческий и духовный.
Как стресс влияет на психику и развитие ребёнка: от развития структур мозга — до характера и личности

Детство — это не только этап физического развития, но и период стремительного развития мозга, нервной системы, эмоциональной регуляции и выбора определенных моделей поведения. Всё, что происходит с ребёнком в первые годы жизни, буквально «впечатывается» в его нейрофизиологию и влияет на то, каким образом будет сформирован его характер и личность. 


1. Мозг ребёнка — подвижная архитектура

В первые годы жизни формируются миллиарды нейронных связей. Мозг ребёнка особенно чувствителен к внешней среде — к тому, как с ним обращаются, какие эмоции он испытывает, какую поддержку (или её отсутствие) получает от значимых взрослых.

Если ребёнок растёт в атмосфере заботы, предсказуемости и эмоциональной безопасности, это способствует развитию:

  • коры головного мозга (мышление, контроль импульсов),
  • префронтальной области (планирование, принятие решений),
  • лимбической системы (эмпатия, чувство безопасности, память).
Если же ребёнок регулярно испытывает стресс — из-за насилия, пренебрежения, непоследовательности, тревожной среды — его мозг реагирует иначе.


Токсический стресс: когда адаптация становится угрозой

Стресс сам по себе — нормален. Он помогает нам справляться с трудностями жизни,  адаптироваться даже иногда выживать.

Но хронический, токсический стресс — это длительное состояние тревоги и напряжения без возможности разрешить ситуацию.

Он запускает гиперактивацию системы "бей, беги, замри, притворяйся" (гипоталамус–гипофиз–надпочечники), увеличивая уровень кортизола и адреналина. 
Эти гормоны:
  • подавляют развитие префронтальной коры (трудности с самоконтролем),
  • усиливают активность миндалины (гипербдительность, тревожность),
  • нарушают развитие связей в мозге, влияя на память, обучение и поведение.
В результате ребёнок становится либо гиперактивным и раздражительным, либо заторможенным и апатичным.

3. Нарушения саморегуляции и поведения

Дети, пережившие хронический стресс:
  • не умеют справляться с сильными эмоциями
  • быстро перевозбуждаются и медленно успокаиваются
  • либо проявляют агрессию, либо избегают контакта
  • могут страдать от дефицита внимания
  • могут быть склонны к обману, скрытности, девиантного поведения
  • сверхбдительны, недоверчивы
  • страдают от психосоматики
  • с трудом распознают свои чувства и потребности
Это не «капризы» и не плохой «характер», а последствия стрессовой адаптации. Их нервная система работает иначе — в режиме выживания, а не развития.
Когда ребёнок "ленивый", "агрессивный" или "жестокий" — что может быть за этим поведением

Поведение ребёнка — это симптом. Особенно, когда он ещё не умеет говорить о своём внутреннем состоянии словами.
Но этот «язык» детского поведения часто не умеем распознавать и переводить.

Ребёнок, переживший травматический опыт, хронический стресс или эмоциональное пренебрежение, может вести себя "не так, как ожидают". Он может казаться:
  • апатичным — не потому, что ленится, а потому что у него нет ресурса, ребёнок может даже страдать от депресии или тяжело переживать утрату.
  • агрессивным — не из-за "плохого характера", а потому что он живёт в режиме постоянной физической или психологической угрозы.
  • непослушным — не потому, что хочет манипулировать, а потому что его система саморегуляции перегружена или он потерял доверие и возможность следовать за своим значимым взрослым.
  • жестоким — не потому, что "плохой", а потому что он фрустрирован и не получил модели эмпатии и заботы.



За таким «плохим» поведением могут стоять:
  • нейропсихологические особенности: перегрузка сенсорной системы, незрелость лобных долей мозга, трудности с торможением импульсов.
  • физиологические причины: недосып, плохое питание, высокая утомляемость.
  • психологические причины: тревожность, страх, чувство небезопасности, боль от игнорирования или стыда.
Это не означает, что поведение не нуждается в корректировке.
Но прежде чем "исправлять ребёнка", важно понять, откуда берутся истинные причины такого поведения. Исправлять нужно в первую очередь причину, а потом - следствие.

Долгосрочные последствия
Если токсический стресс продолжается без коррекции, это может привести во взрослой жизни к:
  • эмоциональным расстройствам : хронической тревожности или депрессии
  • нарушению  привязанности
  • зависимостям
  • трудностям в обучении новому, раскрытию потенциала
  • снижению способности к эмпатии
  • склонности к самоповреждению или насилию

Взрослые люди, пережившие неблагоприятный детский опыт так же часто страдают от симптомов КПТСР (комплексного пост травматического стрессового расстройства).

Взрослые, пережившие в детстве неблагоприятный опыт — эмоциональное пренебрежение, насилие, отсутствие безопасной привязанности, хронический стресс — часто сталкиваются с последствиями, которые не всегда распознаются как травматические.

Однако всё больше исследований подтверждают: такой опыт может привести к КПТСР — комплексному посттравматическому стрессовому расстройству.
В отличие от классического ПТСР, возникающего в ответ на одноразовую экстремальную ситуацию, КПТСР формируется в условиях длительного и повторяющегося неблагополучия, особенно если оно происходило в детстве — в период, когда формируются базовые представления о себе, мире и других.

Симптомы КПТСР у взрослых могут включать:
  • хроническую тревожность и напряжение
  • чувство пустоты, отрешённости, "заморозки"
  • трудности с саморегуляцией эмоций
  • нестабильные или деструктивные отношения
  • сильное чувство вины, стыда или «дефектности»
  • вспышки ярости или аутоагрессию
  • повторяющиеся соматические симптомы без видимых причин
Многие взрослые не связывают свои актуальные трудности и симптомы  с неблагоприятным детским опытом.

Они считают себя «просто тревожными», «ленивыми» , «неспособными к отношениям», «неуверенными» и тд.. Но за этими симптомами и проявлениями  часто стоит целый комплекс, непройденных задач развития.


Хорошая новость в том, что КПТСР поддаётся работе — через интегративную психотерапию: классическую длительную психодинамическую психотерапию, телесные ресурсные практики, практики осознанности, формирование нового опыта доверительных отношений.

Травма привязанности и формирование стратегий привязанности.

За "непослушанием"и «плохим поведением» практически всегда находится проблема нарушения привязанности, трудности отношений и взаимопонимания.

Привязанность — это основа безопасности.
Если взрослый отвечает на сигналы ребёнка чутко, своевременно  и стабильно, у ребёнка формируется надёжная привязанность.

Если же родитель эмоционально недоступен, непоследователен непредсказуем, жесток развиваются дезорганизованные или тревожные стратегии привязанности.

Такие дети часто:
  • либо подавляют свои чувства и потребности (чтобы не быть отвергнутыми)
  • становятся чрезмерно тревожными и зависимыми от значимых других
  • перестают доверять близости и спутывают проблемы с доверием
Нарушение привязанности в детстве — и стратегии отношений во взрослой жизни

Мы часто воспринимаем поведение взрослого человека как результат его «характера», воли или сознательных решений. Но современная психология, особенно теория привязанности, показывает:
многие наши автоматические реакции, модели в отношениях, стратегии выбора партнера часто не столько про сознательный выбор, сколько про ранее усвоенные сценарии поведения. Адаптация к опыту ранних отношений, в котором не было достаточно безопасности, чуткости, стабильности и предсказуемости делает человека склонным к воспроизведению специфических паттернов поведения во взрослой жизни.

Патриция Криттенден, ученица Мэри Эйнсворт, разработала Динамически-зрелостную модель привязанности (DMM), в которой описала, как нарушенные привязанности формируют не просто типы поведения, а стратегии выживания — бессознательные способы адаптации к среде, где безопасность была под вопросом.
Что происходит при нарушении привязанности?

Если ребёнок не может предсказать, как взрослый отреагирует на его чувства или поведения, если его потребности игнорируются, если он сталкивается с разделением, агрессией или отвержением — он учится приспосабливаться, чтобы сохранить контакт и свое психическое благополучие, хоть в какой-то форме.
Это приводит к формированию стратегий, которые в детстве помогают выжить, но во взрослом возрасте могут стать источником страданий и воспроизведений малоэффективного поведения в отношениях.
Как травмы развития формируют дефицитарные потребности — и влияют на нашу взрослую жизнь

Травмы развития — это не только про нарушения привязанности и нарушение оптимальной работы центральной нервной системы. Это также про внутренние дифициты, которые могут оставаться внутри нас и руководить нашими действиями во взрослом возрасте.  Незакрытые потребности мы можем пытаться восполнить различными способами во взрослом возрасте.

Что такое дефицитарные потребности?

Это неудовлетворенные запросы на глубинные внутренние переживания — ощущение значимости, ценности, уважения, нужности, любви, внимания, признания, контроля которые не были удовлетворены в детстве.

Они могут стать нашими бессознательными мотиваторами, двигателями поведения, которые управляют нашими взрослыми целями, отношениями, влияя на идентичность и картину мира.

Мы не осознаём этих дефицитов напрямую. Но они проявляются в:
  • том к чему мы стремимся
  • какие стратегии применяем
  • как реагируем на фрустрацию
  • как оцениваем себя
  • каким образом реагируем на поступки и решения других людей

Примеры "взрослых" дефицитов, выросших из детской боли:

1. Потребность в значимости → демонстративность и нарциссизм
Если в детстве ребёнок не получал полноценного внимания, подтверждения ценности своей жизни, он может вырасти с ощущением внутренней «ничтожности»

Во взрослом возрасте он начинает доказывать свою значимость, стараясь быть:
  • замеченным
  • признанным лучшим
  • идеальным
Это может приводить к нарциссическим стратегиям: жизнь "на показ", гиперфокус на социальный образ, болезненная зависимость от оценок и мнения окружающих.

2. Потребность в контроле → доминирование и подавление

Если детство было хаотичным, пугающим, непредсказуемым, человек мог выработать стратегию: «Я должен всё держать под контролем, иначе я снова буду зависимым и мне снова будет больно».

Во взрослом возрасте это проявляется как:
  • гиперконтроль над собой и другими
  • жесткость, невозможность доверять
  • эксплуатация себя и других ради результата
  • отказ от уязвимости

3. Потребность в принадлежности → зависимость от одобрения значимого другого

Если ребёнок не чувствовал, что его принимают просто за то, что он есть, безусловно он может вырасти с убеждением: «Чтобы быть с кем то — нужно быть полезным и это заслужить».

Отсюда — поведение:
  • стремление понравиться, угодить, подстроиться
  • страх конфликтов
  • отсутвие понимания своих границ
  • избыточная зависимость от мнения партнёра, начальства, общества

Травма развития — это не всегда про единичные трагические события.
Это часто про множество источников.

Когда мы говорим о травме, чаще всего представляем себе нечто резкое, угрожающее жизни или безопасности ребёнка — и это действительно так. Однако важно понимать, что последствия, схожие с травматическими, могут возникать и в результате длительного воздействия неблагоприятных, на первый взгляд «нормальных» обстоятельств.

Такие условия не всегда воспринимаются обществом как насилие или угроза, но они способны исказить развитие психики, нарушить чувство опоры и доверия к миру.

Речь идёт о таких факторах, как:
– нарушение отношений привязанности в раннем детстве
– эмоционально неустойчивые или психически незрелые родители
– дисфункциональные семьи с зависимыми от алкоголя и психоактивных веществ
– сексуализированное насилие
– вовлечение ребёнка в семейные конфликты, манипулирование им при разводе, создание коалиций
– эмоциональная эксплуатация чувств и ресурсов ребёнка
– отсутствие безопасной среды в детских учреждениях — буллинг, моббинг, обесценивание
– принуждение к кружкам и секциям, игнорируя интересы и потребности ребёнка
– перфекционизм родителей и стремление вырастить «идеального», успешного ребёнка, соответствующего их ожиданиям

Все эти сценарии могут стать фоном для формирования глубинных нарушений в образе себя, в доверии к отношениям и в способности к саморегуляции. Они не всегда воспринимаются как травма — но часто именно они оставляют самые устойчивые следы в психике.

Важно понимать: описанные выше события — это не просто ситуации с неблагоприятным эмоциональным фоном. Это обстоятельства, вызывающие стрессовую реакцию у ребёнка.
И если такая среда становится постоянной, стресс переходит в хроническую форму, создавая почву для развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) или комплексного посттравматического стрессового расстройства (КПТСР).

Заключение: два пути развития — и возможность выбора

Подводя итог, можно сказать: травмы развития — это не отдельное событие, а целая система неблагоприятных факторов, которые влияют не только на качество нашего детства, но и на то, как формируется наша психика, личность, тело и поведение.

Развитие психики и личности может пойти по двум направлениям.


Первый — оптимальный путь развития: он формируется в условиях безопасности, заботы, стабильности привязанности, поддержки автономии и уважения к границам. Такой путь ведёт к психологическому благополучию, устойчивой самооценке, здоровым отношениям и способности реализовывать свой потенциал.

Второй — травматический путь: он возникает там, где условия жизни и отношения  были небезопасны, где не было возможности свободно выражать эмоции и потребности, где личность ребёнка игнорировались или подавлялись. Этот травматичный путь может выглядеть по-разному — в зависимости от индивидуальной истории человека, его особенностей, среды, культуры, в которой он рос.

Травмы развития могут затронуть практически все сферы жизни.

  • Идентичность — чувство «кто я», смыслы, ценности, границы «я» , право быть собой 
  • Отношение к себе и другим — доверие, эмпатия, уровень близости и качество отношений 
  • Глубинная мотивация — действия из страха и дефицита, невротической потребности или из истинной мотивации
  • Стратегии поведения — избегание, контроль, зависимость, самопожертвование или оптимальный выбор исходящий из запроса ситуации 
  • Физическое и психическое здоровье — внимание к себе и своему телу или различные симптомы
  • Реализация потенциала — способность мечтать, действовать, быть собой, раскрывать творческую и личностную энергию или жизнь, обусловленная «ложным я»?
Знание о травмах развития — это не приговор, а путь к осознанности и переменам. Оно приглашает к внутреннему диалогу, пересмотру привычных реакций и поиску новых способов взаимодействия с собой и окружающими. Мы не в силах изменить своё детство, но в наших силах выбрать своё будущее. Каждый осознанный шаг на этом пути ведёт не к продолжению травмы, а к началу исцеления.

Понимание природы травм развития важно не только для психологов, но и для родителей, педагогов и всех, кто работает с людьми. Это знание помогает не только заботиться о детях, но и — возможно, впервые — по-настоящему позаботиться о себе.
Ассоциация АГОПП

Мы обучаем взрослых понимать детей.
Мы учим создавать пространство, где детство может быть защищённым.
Мы продвигаем гуманистический подход, основанный на современных знаниях и уважении к личности.

Чтобы детство было защищённым, а взрослая жизнь — психологически здоровой!