Примеры "взрослых" дефицитов, выросших из детской боли:
1. Потребность в значимости → демонстративность и нарциссизмЕсли в детстве ребёнок н
е получал полноценного внимания, подтверждения ценности своей жизни, он может вырасти с ощущением внутренней «ничтожности»
Во взрослом возрасте он начинает
доказывать свою значимость, стараясь быть:
- замеченным
- признанным лучшим
- идеальным
Это может приводить к
нарциссическим стратегиям: жизнь "на показ", гиперфокус на социальный образ, болезненная зависимость от оценок и мнения окружающих.
2. Потребность в контроле → доминирование и подавлениеЕсли детство было
хаотичным, пугающим, непредсказуемым, человек мог выработать стратегию: «Я должен всё держать под контролем, иначе я снова буду зависимым и мне снова будет больно».
Во взрослом возрасте это проявляется как:
- гиперконтроль над собой и другими
- жесткость, невозможность доверять
- эксплуатация себя и других ради результата
- отказ от уязвимости
3. Потребность в принадлежности → зависимость от одобрения значимого другогоЕсли ребёнок
не чувствовал, что его принимают просто за то, что он есть,
безусловно он может вырасти с убеждением: «Чтобы быть с кем то — нужно быть полезным и это заслужить».
Отсюда — поведение:
- стремление понравиться, угодить, подстроиться
- страх конфликтов
- отсутвие понимания своих границ
- избыточная зависимость от мнения партнёра, начальства, общества
Травма развития — это не всегда про единичные трагические события.Это часто про множество источников.
Когда мы говорим о травме, чаще всего представляем себе нечто резкое, угрожающее жизни или безопасности ребёнка — и это действительно так. Однако важно понимать, что последствия, схожие с травматическими, могут возникать и в результате длительного воздействия неблагоприятных, на первый взгляд «нормальных» обстоятельств.
Такие условия не всегда воспринимаются обществом как насилие или угроза, но они способны исказить развитие психики, нарушить чувство опоры и доверия к миру.
Речь идёт о таких факторах, как:
– нарушение отношений привязанности в раннем детстве
– эмоционально неустойчивые или психически незрелые родители
– дисфункциональные семьи с зависимыми от алкоголя и психоактивных веществ
– сексуализированное насилие
– вовлечение ребёнка в семейные конфликты, манипулирование им при разводе, создание коалиций
– эмоциональная эксплуатация чувств и ресурсов ребёнка
– отсутствие безопасной среды в детских учреждениях — буллинг, моббинг, обесценивание
– принуждение к кружкам и секциям, игнорируя интересы и потребности ребёнка
– перфекционизм родителей и стремление вырастить «идеального», успешного ребёнка, соответствующего их ожиданиям
Все эти сценарии могут стать фоном для формирования глубинных нарушений в образе себя, в доверии к отношениям и в способности к саморегуляции. Они не всегда воспринимаются как травма — но часто именно они оставляют самые устойчивые следы в психике.