ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ
мы можем быть последним поколением, передающим боль дальше

Автор : Анастасия Дивеева
АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНА

По данным ВОЗ, ежегодно от насильственных действий погибает более 1,6 миллиона человек по всему миру. Каждый третий ребёнок сталкивается с домашним насилием в семье. В некоторых странах насилию в школе подвергаются до 80% учащихся.
В России, по официальным данным, каждое пятое преступление — насильственное.
В 80% случаев домашнего насилия совершаются людьми, ранее пережившими подобный опыт в собственных семьях.

С точки зрения психологической теории травм развития, люди совершают насильственные действия по отношению к другим — не потому что они «злые» или «плохие», а по более глубинным причинам.
Одной из этих причин часто является то, что насилие может являться выученной стратегией.
Чаще всего, эта стратегия могла быть эффективной ранее: помогала выжить в опасной среде, отстаивать себя или добиваться каких-либо целей. Причём эти стратегии довольно часто не только были собственными, но и «перенимались» от взрослых. Подобное научение в семьях закладывает поведенческую, эмоциональную и нейрофизиологическую модель, в которой агрессия воспринимается как допустимая или даже необходимая.

ПЕРЕДАЧА АГРЕССИИ В ЖИВОТНОМ МИРЕ:
ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
.
Исследования в области зоопсихологии показывают: агрессия у животных — это не просто инстинкт, а поведение, формирующееся в контексте воспитания и среды.
Как и у людей, у животных существует механизм межпоколенческой передачи агрессивных моделей.
Существует так называемое "поведенческое моделирование" - обучение через подражание.

Детёныши млекопитающих перенимают поведение родителей в первые месяцы жизни.
Если мать демонстрирует агрессию по отношению к потомству или другим особям, детёныш будет повторять агрессивные реакции в аналогичных ситуациях.
У обезьян дети агрессивных самок сами проявляют больше враждебности, даже если их не били напрямую — достаточно наблюдать за моделью.
Фрустрация и социальная депривация так же являются причиной агрессии. В экспериментах с приматами было показано: детёныши, выросшие без заботливого взрослого, проявляют больше насилия в играх и социальных взаимодействиях. У крыс и шимпанзе длительное социальное одиночество вызывает вспышки агрессии и даже нападения на сородичей.
Эпигенетическая передача в том числе влияет на уровень агрессии. В экспериментах с мышами было доказано: если беременная самка подвергается стрессу, у её потомства повышается уровень кортизола и агрессивного реагирования.
Такие мыши с большей вероятностью становятся более тревожными и агрессивными родителями — закрепляя цикл насилия.
Несмотря на все вышеперечисленное есть и позитивные наблюдения : прерывание круга агрессии возможно.
Некоторые исследования (например, над макаками) показали: если детёныш такой матери попадает к спокойной приёмной самке, его уровень агрессии существенно снижается.

Вывод : среда и стиль воспитания способны менять даже унаследованные поведенческие модели.


ВЫВОД ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Зоопсихология подтверждает: путь к ненасильственному обществу начинается с безопасного и благополучного детства, с надежных и адекватных отношений.

Как и у животных, у людей агрессия не обязательно «врождённая». Она:
  • формируется в отношениях привязанности
  • усваивается через поведенческие модели
  • усиливается в условиях фрустрации значимых потребностей
  • может быть передана эпигенетически

Но! Тенденции к агрессивному поведению могут быть остановлены — при наличии опыта безопасных, поддерживающих отношений, среды и научения.


ТЕОРИЯ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ АГРЕССИВНЫХ СТРАТЕГИЙ

Murray Straus, Richard Gelles, Suzanne Steinmetz
(книга Behind Closed Doors: Violence in the American Family, 1980)
Одно из первых масштабных исследований, показавших: дети, которые наблюдали или переживали насилие в семье, с большей вероятностью воспроизводят его в собственных отношениях.
Особенно сильна эта связь у мальчиков, наблюдавших насилие отца по отношению к матери.

Исследование Adverse Childhood Experiences (ACE Study)
Felitti et al., 1998 (CDC & Kaiser Permanente) (https://www.cdc.gov/violenceprevention/aces/index.html)
Дети с высоким ACE-индексом (пережившие насилие, пренебрежение, нестабильную среду) чаще имеют:
  • проблемы с контролем агрессии
  • риск насильственного поведения
  • сложности с регулированием эмоций

Исследование Л. Арриага и О’Лири
Arriaga & O’Leary, 2006
Подтвердило: подростки, выросшие в семьях с насилием, чаще используют агрессию в романтических отношениях.
Паттерн агрессии закрепляется как «норма конфликта» в системе привязанности.

Современные нейробиологические исследования
Teicher et al., 2002–2020 (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4472174/)
Дети, пережившие физическое или эмоциональное насилие, имеют изменения в:
миндалевидном теле (обработка страха),
префронтальной коре (самоконтроль, сдерживание импульсов).

Вывод:
Такие дети становятся более реактивными и менее способными к саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Изменения в воспитании — основа эволюции человечности!
Когда дети растут в безопасности и ненасильственных стратегиях, они обучаются ненасильственным методам общения и взаимодействия.
Общество становится гуманнее.
Исследование Bandura (1977) — теория социального научения
Bandura, 1977 (https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0033-295X.84.2.191)

Люди, особенно дети, обучаются поведению через наблюдение.
Насилие, увиденное в семье, становится привычным способом разрядки, защиты или получения контроля.
Бандура провёл исследование, в котором дети наблюдали, как взрослый агрессивно обращается с куклой Бобо — бил её, кричал, швырял на пол.
После этого дети повторяли те же действия, иногда усиливая их.
Те дети, которые наблюдали спокойное поведение, агрессию не проявляли.

Вывод:
Дети учатся стратегиям насилия через подражание.
Агрессия передаётся через опыт — особенно, если она исходит от значимого взрослого.


КУЛЬТУРА И АГРЕССИЯ
Стратегии агрессии в поведении людей — не новые. Они сопровождали человечество на протяжении его истории: от первобытных войн и инквизиций до разборок «на районе» и современного кибербуллинга. Тысячи лет стратегии активного или пассивно-агрессивного отстаивания интересов были частью навыков выживания людей. Но по мере развития цивилизации люди стали искать альтернативные, ненасильственные способы взаимодействия: договариваться словесно, обсуждать ситуацию разносторонне, искать компромиссы, учитывая потребности и ценности друг друга.

Стивен Пинкер: «Лучшие ангелы нашей природы» (2011) (The Better Angels of Our Nature: Why Violence Has Declined)
Профессор Гарвардского университета и известный когнитивный психолог Стивен Пинкер предлагает масштабное и научно обоснованное исследование истории человеческого насилия. Он доказывает, что несмотря на распространённое ощущение глобального ужесточения и агрессии, уровень насилия в мире на протяжении веков последовательно снижается. Пинкер описывает, как человечество прошло путь от кровавых религиозных войн, пыток и публичных казней — к юридическим системам, правам человека и гуманизации конфликтов.
Среди главных причин этого прогресса он называет: развитие государственных институтов, распространение образования, повышение уровня эмпатии,
демократизацию общества, усиление роли права.
Особое внимание Пинкер уделяет тому, что навыки диалога, рефлексии, сопереживания и саморегуляции становятся важными факторами снижения агрессии. Он называет это проявлением «лучших ангелов нашей природы» — тех качеств, которые позволяют людям выбирать сотрудничество вместо конфликта, и понимание вместо насилия.

Рут Бенедикт: «Узоры культуры» (1934) (Patterns of Culture)
Культурный антрополог Рут Бенедикт предложила радикально новый взгляд на природу человеческого поведения. Исследуя традиционные общества, она пришла к выводу, что агрессия не обязательно является универсальной или врождённой чертой человека. На примере культур дзуни (Северная Америка) и добу (Океания) она показала: в одних обществах поощряются сдержанность, взаимопомощь, мягкость, в других — соперничество, агрессия и доминирование считаются нормой.
Особенно важно: в некоторых культурах практически отсутствует насилие в воспитании. Дети растут в атмосфере уважения и включённости, а не страха и подчинения. Это разрушает миф о том, что строгость и агрессия — «необходимые» элементы воспитания.

Ллойд де Моз: психоистория и воспитание
В своей концепции психоистории Ллойд де Моз показал: история человечества — это история изменений в обращении с детьми.
Чем более жестоким было воспитание, тем более агрессивными и насильственными становились взрослые и общество в целом.
С улучшением условий детства — снижением насилия, появлением заботы и эмоциональной поддержки — уровень агрессии в культуре постепенно снижается.

Вывод: поведение человека формируется не только биологией, но и культурной средой. Изменение социальной нормы возможно — и уже происходило в истории человечества.

НЕОЧЕВИДНЫЕ АГЕНТЫ АГРЕССИИ

Маршалл Розенберг, основатель метода ненасильственного общения (ННО), рассматривает эволюцию человеческого сознания через призму коммуникации.
По его мнению, человечество на протяжении истории создавало разные способы кодировать поведение — через религии, мораль, законы и культуру.
Но часто эти «коды» основывались на образах страха, вины, стыда и наказания.
Он утверждал, что большинство людей выросли в «культуре доминирования», где отношения строятся на иерархии и оценочных суждениях: кто хуже, кто лучше, кто прав, кто виноват, кто должен получить «по заслугам».
Такое сознание содержит устойчивые формы речи, в которых живут власть, угроза и насилие.

Язык насилия и язык эмпатии - это две совершенно разные точки точки зрения на причинно - следственные связи поведения людей.
Розенберг считал, что переход от языка насилия к языку эмпатии — следующая ступень развития сознания человечества.
Это позволяет создавать устойчивые, мирные и зрелые формы взаимодействия.
Но для этого многим из нас нужно буквально научиться говорить заново на своём родном языке, заменяя старые, конфликтогенные формулировки на конструктивные способы диалога.

Пример:
«Ты меня бесишь» → «Я чувствую раздражение, потому что мне важно быть услышанным».
«Ты всё испортил» → «Мне грустно, потому что я вложил в это усилия, и хотел, чтобы всё получилось».

Вывод:
то, как мы говорим, отражает то в каких категориях мы рассуждаем относительно к себя и других.
Язык — это не просто средство, это среда, в которой живёт культура конфликта и насилия — или культура взаимного уважения и сотрудничества.
Концепция ННО
Язык шакала и язык жирафа — это метафоры, предложенные Маршалом Розенбергом для описания двух способов общения.
Язык шакала — обвинения, осуждение, критика и давление. Он отталкивает и вызывает сопротивление.
Язык жирафа — это искреннее выражение чувств и потребностей, открытость и эмпатия. Он соединяет и создает пространство для диалога.

Задачи, которые решает агрессия в детстве:

  • защитить себя
  • получить желаемое
  • почувствовать контроль над ситуацией
  • отреагировать на внутреннее напряжение
АГРЕССИЯ — ЧАСТЬ ЭТАПА РАЗВИТИЯ

В психологии развития принято говорить о том, что онтогенез повторяет филогенез.
Онтогенез — словно «сжатая версия» филогенеза, где человек в миниатюре проживает ключевые этапы эволюции своего вида.
Стадии взросления, которые проходит индивид, отражают развитие сознания человечества в целом.
Конфликты за ресурсы в детстве («моя игрушка!») напоминают борьбу племён за территорию.
Зрелость учит сотрудничеству и дипломатии.

Несмотря на то что детство считается «нежным возрастом», ранние годы — обычно самые агрессивные в жизни человека. Маленькие дети ещё не обладают зрелыми механизмами саморегуляции, не умеют выражать чувства и потребности словами, не умеют договариваться — и часто используют агрессию (физическую или вербальную) как естественную реакцию на фрустрацию.
У младших детей агрессия может быть импульсивной: ударить, толкнуть, закричать.
У подростков — уже более пассивно-агрессивной, маскированной:сарказм, социальное давление, издевательства, игнорирование.

Однако именно то, как взрослые реагируют на агрессию ребёнка, как принято в семье выражать фрустрацию и разрешать конфликты — определяет, превратится ли она в устойчивую стратегию, или перерастёт во что-то более зрелое:
диалог, мирное обсуждение границ, бережную рефлексию, навыки сотрудничества и конструктивного поведения.


ИССЛЕДОВАНИЯ О ТЕНДЕНЦИИ СНИЖЕНИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ПО МЕРЕ ВЗРОСЛЕНИЯ

Лоуренс Стайнберг (Laurence Steinberg)
Специалист по развитию подростков.
Показал: пик импульсивности и аффективной агрессии приходится на подростковый возраст.
С возрастом и созреванием префронтальной коры (зона мозга, отвечающая за торможение и контроль) агрессия снижается.
– К 25–30 годам у большинства людей агрессивность и импульсивность резко уменьшаются.

Нэнси Айзенберг (Nancy Eisenberg)
Изучала развитие эмпатии и морального поведения.
Показала: по мере взросления дети всё реже используют агрессию, особенно если развиваются навыки распознавания эмоций и сопереживания.

Эрик Эриксон
В стадийной модели развития личности показал, что детство и подростковый возраст — периоды активных кризисов, где агрессия является частью стратегии формирования автономии, независимости и идентичности.
Во взрослом возрасте фокус смещается на сотрудничество, заботу, развитие — и агрессия трансформируется.

Michael Potegal и James F. Davidson (2003)
Изучали нейробиологию аффективной агрессии.
Показали: у маленьких детей вспышки гнева происходят чаще и интенсивнее, чем у взрослых.
У младенцев и дошкольников агрессия — это эмоциональная разрядка, не имеющая сознательной цели нанести вред.

Но остатки «пещерного/детского мышления» всё ещё рядом:
Пассивная агрессия: сарказм, игнор, манипуляции — это «цивилизованная» форма древнего конфликта.
Коллективные травмы: ксенофобия, экономическое неравенство — отголоски страха "чужого".

АГРЕССИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ

В архаических сообществах насилие было неотъемлемой частью жизни — оно обеспечивало выживание, статус и контроль над ресурсами.
Однако с развитием цивилизации грубая сила всё чаще уступает место законам, диалогу и кооперации.
Современные общества стали безопаснее: количество прямых актов насилия снизилось, а сама идея решать конфликты через силу воспринимается как детская или примитивная.
Это не означает исчезновение агрессии, но её формы становятся более скрытыми, институциональными или символическими — от сарказма до экономического неравенства.

Ранние этапы цивилизации (войны за ресурсы, племенные конфликты) напоминают поведение ребёнка, который ещё не научился делиться и контролировать импульсы («Это моё!»). Способность к эмпатии, компромиссам и долгосрочному планированию — признаки зрелости как индивида, так и общества в целом.
Современные правовые системы и дипломатия стремятся заменить грубую силу договорами, как взрослый человек решает споры через конструктивный диалог, а не кулаками.

Современное общество — как подросток: между стремлением к контролю и жаждой свободы, между реактивностью и желанием осознанности. Мы учимся говорить о своих потребностях, видеть другого, слышать себя. Но ещё не всегда умеем.
Агрессия в обществе — как голос фрустрации, непережитых травм и ограниченности стратегий альтернативного поведения.
И если её просто подавлять или стыдить, она уходит в тень — в сарказм, в пассивную агрессию, в институциональное насилие.
Исследования Университета Кейс Вестерн (2021) показывают: у сообществ с высоким уровнем социальной фрустрации и низким доверием растёт уровень агрессии даже без прямой угрозы — достаточно чувства унижения или игнорирования.

Сегодня, с развитием психологии и нейронаук, всё больше людей начинают осознавать, насколько разрушительным может быть насилие — не только физическое, но и эмоциональное, вербальное, психологическое. Понимание последствий жесткого воспитания, токсичных отношений и внутренней критики приводит к тому, что люди ищут альтернативу — основанную на эмпатии, уважении границ и осознанном диалоге. Вместо подавления и контроля всё чаще выбирают путь поддержки, принятия и зрелой ответственности — в отношениях с детьми, партнёрами и самими собой. Это признак внутренней и культурной эволюции — перехода от силы к зрелости.
Идея сотрудничества (в экологии, политике, бизнесе) становится новой нормой.
Пример — концепция win-win в переговорах.


Все больше людей приходят к выводу, что насилие неприемлемо.
Но у нас всё ещё не так много решений для сложных вопросов о том как:
  • договариваться
  • обеспечивать безопасность
  • разрешать конфликты
  • сохранить достоинство и человечность
Мы действительно движемся к более осознанному, эмпатичному обществу — с правами человека, законами, психологией, культурой ненасилия. Но нам необходимы знания и навыки.
ОТ РЕАКТИВНОСТИ К ЗРЕЛОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ

Сегодня становится всё очевиднее: агрессия — это не просто индивидуальная трудность или эмоциональный сбой. Это симптом с которым важно разбираться.
Проблемы агрессии в любой системе (внутриличностной, семейной, корпоративной) — маркер незрелости, дефицита безопасности, отсутствия навыков регуляции и коммуникации.

Мы живём в переходный период. С одной стороны — поколения, выросшие в культуре насилия, стыда и подавления. С другой — стремление к осознанности, к новым моделям общения и стратегиям взаимодействия. Именно здесь идеи устойчивого развития и современные модели сознания дают нам опору для трансформации.
Современная концепция ESG (Environmental — Social — Governance) стала новой рамкой для оценки зрелости организаций и сообществ. В неё включаются не только экологические, но и социальные факторы — безопасность, эмпатия, этика, забота о психическом здоровье.

Международные исследования подтверждают: в компаниях с развитой социальной культурой и эмоционально безопасной средой:
  • ниже уровень выгорания и текучести
  • выше вовлечённость, инновационность и доверие
  • снижается уровень конфликтов, скрытой агрессии и психологического давления

Отчёт Deloitte (2023) показывает: организации, инвестирующие в психологическое благополучие сотрудников, в среднем показывают рост продуктивности на 22% и снижение конфликтов на 30%.

Исследования Harvard Business Review подчёркивают, что эмоциональная безопасность — ключевой фактор командной эффективности.
Это означает, что забота и эмпатия — это не "мягкость", а новая стратегия устойчивости в организациях.
Концепция ESG стала новой рамкой для оценки "зрелости" организаций
Спиральная динамика: агрессия как стадия

Модель спиральной динамики (Beck & Cowan, 1996), основанная на работах Клэра Грейвза, показывает, что ценности и способы взаимодействия человечества проходят через стадии.

На более ранних уровнях (красный, синий, оранжевый) доминируют:
  • сила
  • контроль
  • конкуренция
  • жёсткие иерархии
Именно здесь агрессия — привычная стратегия решения конфликтов: кто сильнее, тот прав.

Но по мере перехода к зелёному и жёлтому уровням ценностей, появляется новый фокус:
  • диалог
  • сотрудничество
  • эмпатия
  • интеграция разных точек зрения

Вывод : агрессия и в корпоративной культуре постепенно теряет актуальность. Появляется возможность выражать потребности без угрозы, защищать себя — без нападения, быть в открытом диалоге — не теряя себя..

АГРЕССИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Остановить насилие на себе — значит осознанно выбрать иной путь, чем тот, что был когда-то навязан болью. Это требует системной внутренней работы над собой, поддержки и новых знаний.
Психотерапия, тренинги по ненасильственному взаимодействию и развитие навыков саморегуляции помогают прервать этот круг — научиться иначе справляться с чувствами, иначе говорить, иначе строить отношения. Это путь не только личного исцеления, но и коллективной - создания новой культуры общения и взаимодействия.

Существует множество подходов, которые помогают людям справляться с агрессией, исцелять последствия насилия и учиться строить более здоровые формы взаимодействия. Первой линией помощи людям, страдающим от проблем агрессии могут быть эффективны: EMDR терапия, когнитивно-поведенческие методы, поддерживающие практики осознанности, обучение на тематических тренингах общения и взаимодействия.
Важно системно работать с снижением реактивности, развитием стрессоустойчивости, навыков ментализации и формирования нового поведения.

Иногда агрессивное поведение — это не просто эмоциональный всплеск, а симптом глубинных нарушений. В таких случаях важно подключать врача-психиатра и работать с регуляцией нервной системы, поддерживая устойчивость психики в целом!

После формирования нового поведения можно перейти на более поддерживающие и глубинные методы системной работы над собой: психоаналитическая терапия, гештальт терапия, логотерапия.
Эти подходы помогут поддерживать новые навыки, параллельно развивая рефлексию, эмоциональный и социальный интеллект, целостную идентичность, внутренние опоры, смыслы и ценности.
В длительных терапевтических отношениях станет возможным получение нового опыта безопасной привязанности, эмпатии, восстановления возможности быть в здоровом контакте с собой и другим.

ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Среди долговременных подходов есть метод ИПТР — Интегративная Психотерапия Травмы Развития.

Метод включает в себя работу с :
  • эмоциональной регуляцией
  • проработкой триггеров травматического опыта
  • самопознанию и интеграции личности
  • внимательным исследованием личной истории
  • развитием способности построения доверительных отношений
  • восстановление способности к близости и ненасильственному взаимодействию
Этот метод помогает не просто справляться с агрессией, а понять, откуда она берется, и как можно жить, не воспроизводя болезненные сценарии прошлого.

ИПТР помогает клиентам увидеть, что агрессивное поведение сегодня — прошлые стратегии выживания, корнями уходящие в опыт бессилия, боли и отсутствия поддержки. Процесс психотерапии помогает осознать как именно она передаётся по цепочке поколений, становясь частью семейной и культурной нормы.

Чтобы выйти из круга насилия, недостаточно и малоэффективно сдерживать или подавлять агрессию — важно понять её источники, научиться распознавать свои состояния и освоить новые способы взаимодействия.
Метод ИПТР направлен на глубокую трансформацию выученных агрессивных моделей поведения. Мы помогаем людям осознавать и останавливать на себе стратегии насилия — вербального, эмоционального или физического — которому они могли подвергаться и которое бессознательно могут передавать дальше.

Через индивидуальную, групповую и терапевтическую развитие навыков эмпатии, ненасильственного общения и саморегуляции ИПТР создает пространство для перехода из состояния хронической тревоги и режима "бей-беги-замри" в режим внутренней безопасности, где возможны доверие, открытость и подлинный контакт.
Мы сопровождаем человека в формировании новых, зрелых способов взаимодействия с собой и с другими, поддерживая культуру уважения, диалога и эмоциональной близости. Это не только личная, но и социальная трансформация — путь к обществу, где агрессивные стратегии уступает место осознанности и созиданию.

ПОДДЕРЖКА ТЕХ, КТО ПОДДЕРЖИВАЕТ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Есть и ещё одна, не менее важная задача — социальная и воспитательная.
Она стоит перед всеми, кто взаимодействует с детьми: родителями, педагогами, воспитателями, руководителями.
Это задача — не передавать дальше насильственные способы взаимодействия, не закреплять агрессию как норму.
А учиться другой модели — бережной, осознанной, зрелой.
Чтобы то, что ребёнок впитывает от нас, не стало в будущем причиной боли, стыда и внутреннего разрыва. О том как это можно воплотить в жизнь - все наши бесплатные материалы на сайте www.agopp.ru.
Смотрите видео, читайте рекомендованную литературу и конечно, приходите на мероприятия проекта "Осознанное Родительство".

Автор : Анастасия Дивеева