Сегодня уже невозможно игнорировать факты о том , что опыт детства оказывает решающее влияние на развитие личности. Эта связь подтверждена масштабными научными исследованиями в области психологии, нейронауки и общественного здравоохранения.
Одно из самых известных — это исследование влияния Неблагоприятного Детского Опыта : НДО)
ACEs (Adverse Childhood Experiences Study) ACE ИССЛЕДОВАНИЕ 1, проведённое в 1998 году Центрами по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) совместно с медицинской компанией Kaiser Permanente.
В нём приняли участие более 17 000 взрослых.
Исследование выявило прямую связь между количеством пережитых в детстве неблагоприятных событий (таких как насилие, пренебрежение, жизнь в дисфункциональной семье, отсутствие эмоционально зрелых взрослых и т.п.) и рисками хронических заболеваний, эмоциональных и ментальных расстройств, зависимостей, трудностей в отношениях и сниженного уровня качества жизни.
Чем выше был ACE-индекс, тем более вероятным становилось развитие серьёзных личностных и социальных проблем.
Кроме того, исследования в области нейронауки показывают, что ранний травматический опыт буквально изменяет структуру и функции мозга.
Например, работа Teicher et al.
ACE ИССЛЕДОВАНИЕ 2(2016) указывает на изменения в миндалевидном теле, гиппокампе и префронтальной коре у людей с историей детской травмы, что влияет на эмоциональную регуляцию, память и способность к самоконтролю.
Наконец, исследования в области психологической теории привязанности (например, труды Джона Боулби и последующие работы Мэри Эйнсворт и Аланна Шора
ACE ИССЛЕДОВАНИЕ 3) подтверждают, что качество ранних отношений с родителями формирует основу для всей последующей модели привязанности, которая определяет, насколько взрослый человек способен выстраивать доверительные, безопасные и устойчивые отношения с другими людьми
ACE ИССЛЕДОВАНИЕ 4.
Эти и многие другие данные говорят о главном: детство — это не просто «этап жизни», а основа внутренней архитектуры личности, включая идентичность, модель отношений, стрессоустойчивость, способы поведения в различных ситуациях, качество отношений с миром и готовность к созидательной активности.