МИФЫ О ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЯХ
..нас били и ничего, выросли..
..по - другому не доходит..
..вырастет - спасибо скажет..

СТАТИСТИКА

Несмотря на то, что право ребёнка на защиту от насилия закреплено во многих международных конвенциях и национальных законах, миллионы детей ежедневно сталкиваются с физическими наказаниями — часто под прикрытием родительской «заботы», «воспитания» или даже «любви».

По данным ЮНИСЕФ (2023), каждый второй ребёнок в миреэто около 1 миллиарда детей — подвергался хотя бы одной форме физического насилия дома.
Более 75% детей в возрасте 2–4 лет регулярно испытывают так называемые "дисциплинарные меры" : крики, шлепки, пощёчины или удары предметами и т.д..

В странах Восточной Европы и Центральной Азии, по отчётам Save the Children и ЮНИСЕФ, уровень физического наказания детей в домашних условиях колеблется от 30 до 70%, в зависимости от культуры, религиозных традиций и уровня осведомлённости родителей.

В Российской Федерации, по данным ВЦИОМ (2022), более 40% родителей признают, что применяли физические наказания к ребёнку. Из них почти треть уверены, что «иногда это необходимо». В то же время, по данным Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации, каждый пятый подросток сталкивался с регулярным насилием в семье.

Отдельный тревожный показатель: большинство случаев насилия остаются вне поля зрения системы — не фиксируются в полиции, не доходят до служб опеки, не становятся известны педагогам и психологам. Насилие остаётся невидимым, а значит — продолжается.


Современная наука оставляет мало места для сомнений. Нейробиология четко показывает : физический удар, разделение и значимыми взрослыми или изоляция (тайм - ауты), унизительные оскорбления, лишение удовлетворения базовых потребностей - не просто "неприятные моменты", во имя послушания сегодня и лучшего будущего завтра. Это формы насилия - способные запустить в детском мозге экстремальную стрессовую реакцию и каскад опасных для нервной системы ребенка проявлений.
Гиперактивация миндалины и зашкаливающая тревога, высокий уровень кортизола, критическое снижение функций отвечающей за контроль и способность анализировать происходящее префронтальной коры. Экстремальный стресс не просто не способствует пониманию - он влияет с точностью до наоборот. Помимо этого переживание подобных реакций может влиять на архитектуру развивающегося мозга, повышая риски тревожных, депрессивных, психосоматических расстройств, агрессии и различных зависимостей.

О влиянии экстремального стресса на развитие ребенка и его последующую жизнь Вы можете почитать в исследованиях ACE .

Детская и возрастная психология, нейронаука не перестает пытаться донести до людей, живущих в 21 веке простой тезис : безопасная среда, надежная привязанность, уважительное отношение к ребенку не роскошь, не награда за подобающее поведение, не тренд современных бездетных отлетевших психологов. Создание и поддержание оптимальной среды - биологическая необходимость, благодаря которой происходит формирование здоровой психики и личности ребенка.
Опыт экстремального стресса, источником которого может являться любое событие, превышающее потенциальную возможность ребенка справиться с этим опытом потенциально может привести к травматизации. И если родители в норме хотят ограничить ребенка от переломов физического тела, то почему не ограничить возникновение переломов психических? Из за невидимости влияния психологических "ударов" они не лишаются интенсивности. Словами, эмоциональными качелями и болезненными манипуляциями привязанностью, систематическим враждебным поведением можно довести даже взрослого человека до самоубийства, что уже говорить про ребенка.


И тем не менее..

Не смотря на публикации и исследования, ежегодные отчеты ВОЗ, доступности книг об основах детской и возрастной психологии, статей в популярных журналах, голоса авторитетных нейробиологов и ученых некоторые из нас упорно не хотят пересматривать убеждения, называть вещи своими именами, отрицают ущерб, оправдывают и идеализируют насилие над детьми, называя его "наказаниями в воспитательных целях".

За всю свою практику, работая с родителями, считавшие удоры и оскорбления допустимыми и эффективными в коррекции детского поведения - никто из них не захотел, чтобы в случае проявленного им не соблюдения каких любо обязательств, ошибок или нарушения данного слова их били или оскорбляли в качестве метода .
Мы, взрослые, ни дня бы не проработали в месте, в котором руководитель избил бы нас ремнем в "воспитательных целях" (с самыми положительными намерениями, чтобы мы стали хорошими сотрудниками в будущем) .
Подобная ситуация у психически здорового человека вызвала бы что угодно, кроме раскаяния в провале дедлайна, желания стараться и больше "так не поступать".
Когда у нас, у взрослых, есть доступ к ресурсам, автономия, социальные навыки - мы не будем терпеть насилие ни в каких формах ни во имя чего, даже очень развивающего.

Впрочем, нередко и у взрослых могут сложиться ситуации, в которых они, подвергаясь насилию, могут оставаться в подобных отношениях : угроза жизни и потребность в выживании (плен, жизнь с врагами, обстоятельства физической зависимости) или психологическая зависимость (абъюзивные, со - зависимые отношения). "Сломанный" в своей физической или психологической силе человек может не знать, что у него есть вариант прервать круг насилия. Формирование выученной беспомощности и отсутствие здоровых стратегий защиты себя и дистанцирования могут не быть освоены.

Дети по своей изначальной природе зависимы физически, не обладают доступом к ресурсам, не автономны и не способны самостоятельно организовать свою жизнь. Именно поэтому то, что родители называют послушанием часто связано не с пониманием ситуаций, а с адаптацией и формированием "ложного я" в целях выживания. Из за невозможности уйти в безопасное место, самостоятельно обеспечивать себя инстинкты выживания в стрессовой реакции работают по принципу "бей, беги, замри, притворяйся". Не все из нас, будучи детьми, пошли по пути агрессии и прямого сопротивления. Многие из нас выбрали путь притворства не только в поведении, но и в собственном мышлении, научившись рационализировать и даже идеализировать агрессивное поведение взрослых.

О специфических защитных механизмах психики в ответ на насилие в детском фозрасте можно подробно почитать в работах Алис Миллер.
Почему в 21 веке в цивилизованном обществе если взрослый человек ударит другого в какой либо конфликтной ситуации мы будет на стороне потерпевшего и расценим поступок как : признаком проблемы с агрессией, импульсивностью, возможно даже симптомом психического расстройства у автора насилия. Но в отношении детей мы все еще продолжаем видеть приной агрессии что то иное?
Причин довольно много. Но одна из них : глубоко укорененные социальные мифы. Мифы как передающиеся из поколения в поколение стретегии поведения - позволяют не задумываться о том почему и для чего мы каким либо образом себя ведем. Опора на коллективные шаблоны позволяет действовать на автоматизмах, не включать свое собственное мышление, не пересматривать что то, даже если поступают новые данные, чтобы не встретиться с переживанием собственной несостоятельности.. Мифы о воспитании защищают нас от встречи с неопределенностью, некомпетентностью в множестве вопросов и в конце концов с собственной детской историей.
Именно об этих мифах мы поговорим далее.
МИФ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ ЭТО НЕ НАСИЛИЕ, А "ВОСПИТАНИЕ"
ПОЧЕМУ ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ ЭТО ФОРМА НАСИЛИЯ ?

"Это не насилие, это воспитание.."

Сколько раз мы слышали эти фразы? А может быть продолжаем произносить их сами?
В обществе до сих пор существует глубокое заблуждение: будто бы есть чёткая граница между «насилием» и «воспитанием с элементами строгости». Почему важно определиться с понятиями? Потому что если мы не верно классифицируем явление, мы не можем адекватно с ним обходиться. Воспитание - это забота, это "хорошо". Насилие - это причинение вреда, это "плохо". Мы поясняем детям, что их благие цели могут не достичь своей цели, когда объясняем им, что если ты любишь хомячка, не нужно его сажать в банку, иначе он задохнется. Если ты сорвешь цветок, который тебе нравится - он завянет, и хотя ты говоришь о том, что тебе нравится цветок, но на самом деле тебе нравятся свои ощущения от цветка, а о самом цветке ты сейчас не думаешь.. Подобно тому как мы говорим о том, что любовь это забота о потребностях другого живого существа и помогаем ребенку разделить понятие "мне нравится" и "я люблю", подобно этому стоит разделить понятия "я воспитываю" и "я насилую".
Давайте разберём, почему любые физические наказания — это форма физического насилия, даже если они совершаются без злобы, «для пользы» и «в меру». И самое важное - почему они бесполезны, вредны и опасны для психического здоровья.

По таким между народным стандартам как ВОЗ и ЮНИСЕФ, большинства профессиональных психологических и педиатрических ассоциаций физическое насилие над ребенком ребенком определяется как любое преднамеренное применение физической силы (независимо от силы и последствий) со стороны родителя или опекуна, которое причиняет или с высокой вероятностью может причинить физический ущерб, ущерб здоровью, развитию или достоинству ребенка.

Ключевые слова : преднамеренно, физическая сила, потенциал/факт вреда.
Шлепок, подзатыльник, дергание за руку, удар ремнем или чем то еще, постановка в угол или какое то другое место, сотрясение тела каким либо образом (младенцы довольно часто подвергаются таким воздействиям).
Интенсивность боли НЕ КРИТЕРИЙ. Унижение, ощущение нарушения телесных границ, само по себе ощущения беспомощности в неравных и зависимых отношениях.

"Ну я же не избиваю! Это всего лишь шлепок?!"

Подобные высказывания опираются на несколько иллюзий.
Первая иллюзия - иллюзия того, что по степени болевых ощущений можно что то отнести к насилию, а что то нет. Но во - первых это не так, тело и психика маленького ребенка реагируют не только о степени боли, а на сам факт переживания боли от близкого человека. Например, в теме сексуального растления малолетних вообще может не быть никакой боли. Но сам факт того, что взрослый человек не уважает границы и поступает с телом ребенком так как захочет - это ключевой момент объективации тела. Телесность переживается как нечто, что не принадлежит ребенку. Этот опыт включает защитный механизм диссоциации, создающий в последующем целый спектр проблем : от психосоматики до тяжелых психических расстройств.

Вторая иллюзия - иллюзия контроля, которая часто подразумевает то, что родитель контролирует свою силу и не создает потенциально травмоопасных ситуаций. "Легкое насилие" - довольно "скользкий склон" и часто подобная философия открывает дорогу к эскалации. Насилие во взрослых отношениях (например в парах) редко начинается с ударов головой об стену. Авторы насилия склонны проявлять сперва какие то вербальные унижающие комментарии, потом просто как то подталкивать, давать какие то подзатыльники, хватать за шею и уже потом переходить в более агрессивным действиям.

Пример : "Я просто легонько шлепнула по руке, когда ребенок тянулся к розетке." Во - первых есть ненасильственные способы предотвратить это (перехватить руку, отвести руку, убрать из доступа ребенка в целом все розетки). Во - вторых, ударив по руке ребенок научит тому, что розетка опасна. Если бы удары чему то учили, то не было бы огромного количества детей и подростков и взрослых с девиантным поведением. Удар учит бояться не розетки, а родителя.




МИФ 2. ЭТО ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА РАДИ ИХ БЛАГА!
"Я лично благодарен родителям, за то, что они меня били!
Человеком зато вырос!"

Мы становимся успешными благодаря или вопреки насилию?
Не существует наверное более распространённого убеждения о развитии, что оно возможно благодаря трудностям и страданиям. Мазохистические и садистические идеи сопровождают нарратив "пути героя", в котором цель в конце концов оправдывает средства, боль и подавление естественных человеческих потребностей и ради "высшего достижения" в будущем - методом укрощения изначально слабой человеческой природы. "Закалка" происходит через преодоление препятствий и вызовов. Сакрализация боли лежит в основе инициаций

Толерантность и идеализация страданий как неизбежного этапа на пути становления личности на мой взгляд имеют несколько источников : трансгенерационные травмы коллективного опыта насилия, так называемый "синдром навязчивого повторения" , ложные ассоциации ( иногда истории успеха могут сопровождаться проявлением агрессии со стороны тренера и создается иллюзия, что без оскорблений или насилия не вырос бы такой олимпийский чемпион или без насилия над собой и выгорания не было бы успешного бизнеса у предпринимателя).

То, что для реализации необходимы усилия, не означает, что усилие = насилию.
Да, в случаях некоторых путь к достижениям проходил через жестокость и унижение. Но так же путь жестокости и унижения приводил некоторых в психиатрические больницы, тюрьмы и реабилитационные центры для алко и нарко зависимых.
Документальный фильм "Мудрость Травмы" Габора Мате как раз об этом.



МИФ 3. ТАК ЛУЧШЕ И БЫСТРЕЕ ПОНИМАЕТ
ПОЧЕМУ СТРАХ ФИЗИЧЕСКОЙ БОЛИ НЕ ПРИВОДИТ К ПОНИМАНИЮ РЕБЕНКОМ ПРОБЛЕМЫ?

"Иногда по-другому просто не доходит..."
"Пока мне родители не давали ремня я вообще "на ушах" стояла"
"Да ему хоть заобъясняйся!"


Физическая боль не формирует навыки, не развивает мышление, не развивает осознанность.

Она вызывает:

  • страх ( последствий и повторения ),
  • отстранение от родителя (потеря доверия и нарушение привязанности),
  • выученную беспомощность
  • стыд и невротическую вину (во всем виноват)
  • агрессия (внутрь или наружу)
  • повышенная тревожность

Ребёнок, которого бьют, не обучается пониманию причинно - следственных связей. Он лишь учится бояться боли , нанесенной ему близким человеком, от которого он зависит.

«По-другому не доходит»: что стоит за этим аргументом?
Одним из самых частых оправданий физического наказания звучит так:
«Он не понимает слов», «Иначе не достучишься», «Я уже всё объяснила 100 раз»,
а дальше — «пришлось применить силу.. не получается по - хорошему у нас».

Но стоит задать важный вопрос:
а действительно ли родитель ставит задачей — научить ребенка пониманию?
Или под этим рассказом скрываются совсем иной сюжет?
При работе с родителями довольно часто оказывается, что родитель, прибегающий к насилию, не всегда (а часто — совсем не) ставил перед собой задачу развить мышление, осознанность или понимание в ребёнке.
Применение физической силы было скорее всего реакцией на фрустрацию родителя и применялось как инструмент для быстрой остановки нежелательного поведения, разрядки собственного напряжения или подтверждения контроля над ситуацией.



«По-другому не доходит»: что стоит за этим аргументом?
Одним из самых частых оправданий физического наказания звучит так:
«Он не понимает слов», «До него не доходит», «Я уже всё объяснил»,
а дальше — «пришлось применить силу».
Но стоит задать важный вопрос: а действительно ли у родителя была задача — научить понимать?
Или под этой фразой скрываются совсем иные цели?
На деле оказывается, что родитель, прибегающий к насилию, не всегда (а часто — совсем не) ставит перед собой задачу развить мышление, осознанность или понимание в ребёнке.
Физическое наказание — это, скорее, инструмент быстрой остановки нежелательного поведения, разрядки собственного напряжения или подтверждения власти.

ПРИМЕР:
Представим типичную ситуацию: ребёнок отказывается чистить зубы.
Родитель повторяет несколько раз - ребенок не хочет чистить. Стресс растет, родитель повышает голос, нарастает раздражение — ребенок как ни хотел, так и не хочет чистить зубы. В итоге, раздражаясь еще больше, родитель шлёпает ребёнка, кричит: "я кому сказал: быстро почистил зубы!!"
После этого напуганный и расстроенный ребёнок в слезах идёт в ванную, чистить зубы.
Родитель тоже в стрессе, переполненный различными чувствами, в надежде думает : «ну вот, понял наконец! Наконец - дошло! ».
Но что именно он понял?!
На поверхности кажется, что ребёнок усвоил то, что зубы нужно чистить , и теперь впредь будет делать это.

Все взрослые (я предполагаю) знают о том, что это нет так.. И на завтра и послезавтра история повторится. И снова такой родитель будет пугать и применять насилие.

Но если мы посмотрим на последствия глубже, окажется:

  • ребёнок не понял смысла чистки зубов и гигиены
  • не усвоил знания о вредных бактериях, кариесе и смысле профилактики
  • не сформировал вдохновляющую мотивацию (да, она бывает!) чистить зубы

Он просто сделал действие, чтобы избежать боли.
И теперь он "знает" : «если я не послушаюсь и не сделаю то, что от меня хотят — будет больно». Или скорее всего понял то, что этот большой человек, которому я раньше доверял - опасный.
В том числе за "воспитательным актом наказаний ради понимания" часто стоит не продуманная педагогическая стратегия, а обыкновенная человеческая реакция на фрустрацию. Мы люди, мы срываемся. Это наша слабость..
Родитель, исчерпавший свои ресурсы, не зная, как еще повлиять на формирование желаемого поведения ребенка, чувствует беспомощность — и тогда происходит отреагирование этой энергии фрустрации вовне через агрессивные действия.
Мы можем пнуть не открывающуюся на десятый раз входную дверь, швырнуть телефон после неприятного звонка, выругаться на соседние машины, выяснив, что в очередной раз опаздываем на работу, попав в пробку.
Злость - естественная реакция на фрустрацию и бессилие. Но. мы же не считаем, что выражая злость мы таким образом мы проявляем свои просветительские навыки и прилагаем продуктивные усилия на пути понимания. Мы просто выпускаем "пар", разряжаем накопившийся стресс посредством древней реакции "бей". После отреагирования, накопившийся стресс стихает и к нам снова возвращается способность более - менее ясно соображать.
Важно подчеркнуть - следуя импульсу отреагирования посредством программы "бей" мы реагируем- не используем какую то сознательно продуманную стратегию. Но наша с Вами, взрослая психика, сформированная в точно такой же системе наказаний за несоответствующее поведение не можем расписаться в родительской несостоятельность и склонности и вспыльчивым, мстительным и агрессивным поступкам. Это означало бы проводиться в чувство вины и жгучего стыда. Встретиться с пониманием отсутствия навыков.. Куда проще обвинить ребенка в том, что он не оставляет выбора и доводит до этой ситуации несмотря на наши попытки объяснить "по - хорошему" ..


Правда и в том, в том, что не все мы с рождением ребенка превращаемся в наставников маленьких детей. Не у каждого взрослого есть даже навык спокойно объяснять, мягко направлять, терпеливо ждать других взрослых. Особенно эти способности необходимы в том случае, когда перед ним — не взрослый человек, а маленький, эмоционально незрелый, неуправляемый в своей спонтанности ребёнок.
И в этом нет стыда. Мы не обязаны быть идеальными педагогами сразу — но мы обязаны стремиться не причинять вреда зависимым от нас детям. В том числе от собственной несовершенной природы и непроработанных проблем, никак не связанных с ребенком

Применение том или иной агрессии в отношениях — неизбежное поведение связанное с фрустрацией и невыдерживанием стресса и педагогической беспомощностью. Это не знак нашей силы как родителя, это симптом того, что нам нужна поддержка и обучение.
Это сигнал о том, что человек утратил связь с собой, с ребёнком и со своими воспитательными компетенциями. И в этой точке не ребёнку нужен урок — а родителю нужна поддержка: новые инструменты, знание, помощь и право быть уязвимым, не превращаясь в агрессора.

Страх последствий не равен осознанию. Формирование понимания — это когнитивный процесс, в котором ребёнок:
получает информацию, осмысливает причины и следствия (что будет с зубами, если их не чистить), связывает заботу о теле с внутренней мотивацией, учится принимать решения. И этот процесс в целом касается важного навыка обучения тому как устроен этот мир.
Быть сопровождающим гидом для ребенка в подобных процессах гораздо более сложный и длительный длительный процесс, нежели удар и требует терпения и навыков.
Далеко не всех из нас обладают знаниями и стратегиями обучения маленьких детей. Некоторым в целом неизвестно искусство мотивации, позитивного подкрепления и систематического обучения. Причем ни в отношении других, ни себя.
Некоторым взрослым повезло с примером дома (родители терпеливо объясняли и поясняли), вовремя прочитанной литературы, занятиями с психологом или специальным курсам по развитию детей.



Да, родители абсолютно правы - ребенок может не понимать! Но что мы знаем о том как воспринимает и понимает ребенок разного возраста?
Маленькие дети не способны полноценно осознать такие абстрактные понятия как "бактерии", "кариес", и так далее. Для этого необходимо уделить этому достаточно времени и поискать те способы передачи информации, которые доступны в таком возрасте (игра, тематические сказки и т.д.). Ребенок может не понимать значение новых слов или в целом не осознавать что имеется ввиду по словом "образуется кариес и придется идти к стоматологу " (образуется абвгд и придется идти к еёжз).
Читая подобную информацию у некоторых родителей обычно может начать подступает отчаяние из за отсутствия навыков обучения маленьких детей: "Да я с ума сойду если буду так все время все разжевывать. Дам по заднице - дойдет без этих ваших расшаркиваний и соплей. У меня вон - дел полно".

Повторим еще раз. Если аргумент применения физической боли это понимание - его тут нет. Страх боли и последствий не обучают тому для чего важно что либо делать или не делать.
Остановка или продолжение поведения из за страха последсвий - примитивная реакция выживания.
Она формирует стратегию: «делай, как сказали — чтобы не было больно».
Но поскольку понимания нет - ребенок не осознает ПОЧЕМУ нельзя или что то важно делать. И он может продолжать воспроизводить то или иное нежелательное поведение но.. просто избегая нас как потенциальных агрессоров. Наказания учат детей виртуозно врать, лицемерить, манипулировать, "переводить стрелки" и всячески избегать любого разоблачения и признания ошибок.
Рекомендуем к просмотру видео психолога Александра Колмановского на эту тему.

Подмена понятий: «послушание» вместо «осознанности»
Во многих семьях подобный итог называют «воспитательным успехом»:
«Ребёнок понял, что нельзя капризничать».
Но в действительности он не понял, а подчинился.
Не развился, а приспособился.
Он сделал то, что от него хотят, не потому что осознал, а потому что боится.
Такой «послушный» ребёнок будет чистить зубы — но не из заботы о здоровье, а из страха наказания. И этот паттерн будет переноситься на всю жизнь:
делать то, что надо — не потому что правильно, а чтобы не получить боль/стыд/наказание/отвержение.

🔒 Закрытие канала понимания
Когда ребёнка наказывают за отказ или сопротивление, он перестаёт быть доступным для диалога. Он закрывается, испытывает стресс, и его нервная система переключается из режима обучения в режим самозащиты.
А это значит: всё, что взрослый пытается объяснить после наказания, — не усваивается.

🔄 Альтернатива: путь к пониманию
Настоящее воспитание — это не «как заставить», а как помочь понять.
В ситуации с зубами это может быть:
игра (почистим зубки кукле),
рассказ (в зубах живут микробы),
объяснение (здоровые зубы не болят),
участие взрослого (я с тобой в ванну, вместе чистим),
терпение и уважение к возрастным «нет».
Это дольше, требует больше ресурса, эмоциональной зрелости.
Но именно это — и есть воспитание. Не дрессировка через боль, а развитие мышления через связь и поддержку.
Даже в дрессировке животных это не работает
Парадокс, который невозможно не заметить: даже у животных, обладающих значительно меньшим уровнем сознания, чем человек, физическое наказание считается неэффективным и вредным способом обучения.
Зоопсихологи, кинологи, тренеры и даже опытные владельцы домашних животных хорошо знают:
болевые методы — не обучают, они разрушают доверием и приводят к агрессии, тревожности или апатии.

Что происходит с животным при наказании?
Если собаку, кошку или лошадь ударить «за непослушание»: она станет боятся самого человека, а не своего поведения,
она начинает избегать контакта, либо становится агрессивной или зажатой,
потеряет теряет инициативу и выработает "выученную беспомощность".
Такое животное становится либо нервным и непредсказуемым, либо заторможенным и пассивным. В обоих случаях — речь идёт не о воспитанности, а об искажённой реакции на постоянную угрозу.

Профессиональные кинологи давно придерживаются концепции позитивного подкрепления:
поощрение желаемого поведения, создание безопасной среды, работа через связь и последовательность. Они знают: только в условиях доверия животное способно усвоить команды, откликаться и сотрудничать. А теперь зададимся вопросом: почему к ребёнку — существу с гораздо более сложной психикой, эмоциональной чувствительностью и правом на защиту — мы относимся грубее, чем к собаке?
Это может показаться абсурдным, но в жизни мы нередко сталкиваемся с ситуациями, где взрослые относятся к животным с большим уважением и гуманностью, чем к детям.

Примеры из жизни:
«Я не могу кричать на собаку — она испугается...»
Но при этом тот же взрослый может накричать на ребёнка, потому что «иначе он не понимает».
«Собака боится громких звуков, я стараюсь говорить с ней мягко»
А ребёнку — в лицо резкое: «Замолчи! Не ори!» — не обращая внимания на его пугливый или чувствительный темперамент.
«Если ударишь собаку — она станет агрессивной, этого делать нельзя!»
Но ребёнка — можно шлёпнуть, «чтобы знал», «для воспитания».
«Я не хочу оставлять кота одного — он расстроится»
А ребёнка можно на несколько часов посадить в угол, «пусть подумает» — в изоляции и без поддержки.
«У щенка травма — я веду его к специалисту»
А ребёнку с эмоциональными проблемами говорят: «Сам виноват», «Перестань себя жалеть», вместо обращения к психологу.

Откуда это берётся?
С животными мы не конкурируем. Они заведомо слабее и не способны ставить под сомнение наш родительский авторитет.
Мы не переносим на животных свои травмы, свой стыд, свою потребность быть идеальным и значимым родителем.
Мы не проецируем на них: «если он ведёт себя плохо — значит, я плохой хозяин».
Поэтому с животными проще быть эмпатичными. Нам проще включить терпение и заботу, потому что мы не чувствуем личного поражения, если они не "слушаются". Хотя конечно существует огромное количество примеров жестокого обращения с животными (иногда тоже якобы из самых лучших воспитательных побуждений.
История защиты прав детей — это история боли, молчания и удивительно позднего пробуждения. Пока взрослые мужчины писали законы, защищающие имущество, животных и даже растения, дети оставались незащищёнными. Их били, эксплуатировали, унижали — и считали, что это «внутреннее дело семьи».
Но однажды всё изменилось. Благодаря одной девочке. И одной женщине, которая не смогла пройти мимо.

Мэри Эллен Конолли. Девочка, которую никто не слышал
США, 1874 год.
Маленькая девочка по имени Мэри Эллен росла в нищете, страдая от жестокого обращения со стороны своей приёмной матери. Она жила в тени — избиваемая, лишённая нормальной одежды, заботы, света. Она не имела прав — потому что права детей в законе просто не существовали.
На её страдания случайно обратила внимание социальная работница Этта Энджелл Уилер, услышав от соседки историю про «девочку, которую всё время бьют». Этта попыталась добиться юридической помощи, но оказалось: в американском законодательстве нет статьи, по которой можно было бы защитить ребёнка от насилия в семье.


Оказавшись в юридическом тупике, Этта сделала то, что стало поворотным моментом в истории защиты детей.
Она обратилась за помощью к Генри Бергу — активисту и основателю Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными (ASPCA).
Именно он, человек, спасавший лошадей от избиений и кошек от отлова, согласился:
«Если ребёнка нельзя защитить как человека — давайте защитим её как животное».
На суде Мэри Эллен вышла в лошадиной попоне, чтобы визуально подчеркнуть абсурд ситуации:
раз общество готово защищать животных, но не признаёт страдания ребёнка — пусть тогда хотя бы животное в человеческом обличье получит защиту.


Иск был удовлетворён. Девочку изъяли из семьи и поместили в заботливую опеку.
А сразу после этого дела в 1875 году было основано Нью-Йоркское общество по защите детей — первая организация в мире, поставившая своей задачей защиту прав ребёнка.
Это был прорыв. С тех пор общественное сознание медленно, но неотвратимо начало сдвигаться: детство переставало быть собственностью взрослых — и становилось ценностью, требующей охраны.